Когнитивное развитие дошкольника Взяв на себя исполнение какой-либо роли, взрослый организует эти взаимоотношения с помощью прямых и косвенных подсказок, вопросов, предложений в условном и реальном плане, способствует тому, чтобы игра «рядом» превратилась в подлинную совместную деятельность. Однако это возможно сделать лишь при знании жизненных и игровых интересов ребенка, учет которых развивает положительное эмоциональное отношение к игре и ее участникам.
Например, зная приверженность ребенка к определенным персонажам, можно изобразить их «чудесное» появление среди гостей. Это сразу приводит к подъему настроения, увлеченности, самостоятельности и инициативности при выполнении роли. «Чудесное» появление среди гостей Карлсона и щенка Томика вызывает восторг у Кати. Окруженная смеющимися детьми и сама заливаясь счастливым смехом, Катя впервые обнаруживает симпатию не только к персонажам, но и к детям.
Именно этот момент следует отметить как переломный в отношении к сверстникам. В первый раз сама, без ролевой подсказки взрослого, Катя обращается к ним, как к гостям, приглашая их к столу. Этот момент характеризуется условностью, однако ребенок испытывает реальное чувство симпатии к детям, разделяющим ее восторг.
Итак, у обособленных детей, безусловно, есть интерес к игровой деятельности и к общению со взрослыми. Они на разных этапах игры принимают взрослого как заинтересованного наблюдателя, общение с которым позволяет разрешать различные реальные и игровые проблемы. Позднее они принимают взрослого как партнера, с которым можно играть на равных.
Их отношение к персонажам и к партнерам по игре открывает педагогу огромный диапазон положительных эмоций, необходимых для формирования нравственных качеств личности. Однако в ряде случаев над детьми властвуют жесткие установки, оценки родителей по отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, к общению с ними, к их качествам, внешности. Подобные особенности семейного воспитания препятствуют правильному развитию детских эмоций.
Жесткие установки или поверхностные оценки не только ограничивают умственное развитие ребенка, но и мешают развитию игровой деятельности, поскольку последняя есть отражение жизни. Они, в частности, препятствуют развитию условного плана игры: ребенок не принимает условности, поскольку установки, оценки, некоторые черты характера и отрицательные переживания препятствуют развитию соответствующих игровых действий, направленных на развитие воображаемой ситуации.
Развитию игровых действий также мешают сложившиеся способы взаимоотношений между детьми и известные, ставшие шаблонными некоторые игры.
Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей игра занимает существенное место. И это вполне объяснимо. Игра пользуется особой любовью маленьких детей, она возникает без принуждения со стороны взрослых, она, как говорят психологи, ведущая деятельность. Это означает, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении и т. п. происходят в игре. Не менее важное значение игра имеет и для перестройки психических процессов.
Читайте также:
Просмотрено: 155 раз 19 июля 2010