В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Новая задача — обучать ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенок должен уметь выполнять задания типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был волк, а сзади медведь (в инсценировке, в играх с силуэтами животных). Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади Коля» и т. п.
Кроме этого, дети должны научиться» определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы — заяц, слева от куклы — пирамидка, впереди Тани — окно, над головой Тани — лампа.
Формирование пространственных ориентировок детей старшей группы
успешно осуществляется в том случае, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью пользоваться ими в дидактических играх и повседневной жизни. Ситуации, в которые включаются дети, должны быть занимательными. Используйте различные дидактические игры: «Угадай, кто где находится», «Что изменилось?», «Расскажи про свой узор», «Отгадай, кто где стоит». Дети определяют, что находится перед ними, позади них, что справа, слева от них, вверху или внизу, какой где предмет находится по отношению к другому; рассказывают, как располагаются узоры на листе бумаги.
Детей этой группы можно поучить разбираться в простом плане с целью развития пространственной ориентации. Так, игры «Найди спрятанную игрушку», «Путешествие по комнате» могут проводиться в помещении группы. Воспитатель предварительно рисует план, на котором изображает несколько находящихся в комнате предметов такими, какими они видны сверху (столы — прямоугольники, стулья — квадраты). Не следует перегружать план большим количеством изображений (их должно быть не больше 7—10). Располагать изображения предметов на плане нужно в соответствии с их реальным расположением в помещении, передавая размер предметов и расстояния между ними в масштабе 1 : 10. Кроме того, на плане стрелками рисуется путь к месту, где спрятана игрушка. Место обозначается каким-нибудь знаком (крестик, кружок).
Воспитатель распечатывает конверт, достает план и говорит: «Ночью к нам прилетел Карлсон и принес в подарок игрушки. Игрушки он спрятал и нарисовал, как их можно найти». В ходе беседы воспитатель называет все обозначения: «Здесь Карлсон нарисовал мой стол, здесь — Машин. А где Колин стол, как вы думаете? Стрелочками нарисовано, как нужно идти к месту, где спрятаны игрушки. Там нарисован крестик».
Выполняя задание, дети должны рассказывать, куда они пойдут: «Сначала прямо (к окну, к шкафу), потом налево (к двери)> и т. д. Если ребенок не уверен, не нужно требовать от него выполнения всего задания в словесной форме. На начальном этапе достаточно удовлетвориться практическим выполнением задания. Постепенно дети начнут заранее называть изменения в направлении движения.