Воспитателям Воспитатель внимательно относится к детским вопросам, помня о том, что в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого — источник удовлетворения и развития этого интереса. Для ребёнка, пока еще не умеющего читать, без достаточного жизненного опыта, объяснения взрослых являются чуть ли не единственным источником знании, помогающим разобраться в обилии впечатлений. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему.
Как отвечать на детские «почему», чтобы интерес не угасал, а развивался?
Прежде всего отношение воспитателя к детскому вопросу должно свидетельствовать о его внимании к ребенку; нельзя гасить в нем ценное свойство — стремление к познанию нового. Недопустимы неправильные или приблизительные ответы, вносящие путаницу в детское сознание. В затруднительных случаях необходимо обращаться к литературным и специальным источникам, периодической печати и справочникам. Воспитатель не должен считать, что он теряет авторитет в глазах ребенка, отсрочив свои объяснения.
Конечно, не все детские «трудные» вопросы требуют обоснования и подлежат толкованию. В отдельных случаях можно сказать: «Этого ты пока не сумеешь понять. Когда будешь учиться в школе, там тебе и всем ученикам расскажут об этом на уроке».
Следует иметь в виду и другое: не всегда полезен готовый и исчерпывающий ответ. Лучше постараться найти такие факты, сравнения, наглядные примеры, которые бы поддерживали и углубляли интерес ребенка, побуждали к самостоятельному поиску. Хорошо озадачить малыша вопросом на вопрос: «А как ты думаешь — почему?», предоставив ему возможность самому порассуждать.
Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, воспитатель учит детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни. Развивая у детей наблюдательность, он одновременно содействует и развитию детских интересов: вместе с обостряющимся умением смотреть и видеть перед ребенком все больше и больше раскрывается сокровищница удивительного. Ведь наблюдательный ребенок способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой, значит, и мир интересного у него значительно шире.
Воспитатель отбирает наиболее доступные явления окружающей действительности в соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду», организует с детьми целенаправленные наблюдения в природе, за животными и птицами, жизнью и трудом людей, явлениями общественной жизни, проводит б е с е д ы. И занятия, и экскурсии, и игры, и труд детей, и правильно организованная повседневная жизнь способствуют развитию детских интересов.
… По пути к реке — поляна, усыпанная желтыми одуванчиками. Теперь она вся золотая и яркая. Еще издали ребята замечают это чудесное превращение:
— Была зеленая, теперь желтая. Почему?
— Подойдем поближе — посмотрим,— предлагает педагог. Дети как зачарованные любуются солнечной полянкой. А в
следующий раз, когда ребята снова держат путь к реке, они уже не находят своей солнечной полянки. Золото исчезло, и полянка словно снегом припудрена.
— Ну и ну! — удивляются они.— Вот так чудеса! Нет золотой полянки… Почему она теперь белая?
— Сейчас подойдем поближе и рассмотрим,— говорит воспитатель.
Ребята рассматривают легкие, круглые, словно мыльные пузыри, головки одуванчиков. А через некоторое время чудесная полянка снова преподносит сюрприз…
— Куда же пропали одуванчики? — спрашивают ребята, еще издали увидя зеленую поляну.
— А ну, подумайте хорошенько, куда они исчезли? Догадаться нетрудно,’ надо только поразмыслить,— говорит воспитатель.
И дети самостоятельно приходят к выводу: ветер разнес белый пушок в разные стороны…
— Давайте понаблюдаем, а вы примечайте,— предлагает воспитатель детям, вместо того чтобы тут же дать готовый ответ.
А когда ребенок поставлен перед необходимостью длительно наблюдать одно и то же явление, у него формируется устойчивый целенаправленный интерес. Этому же способствует решение детьми своеобразных логических задач, когда они самостоятельно находят ответ на свой вопрос.
…Мартовский солнечный день. Бахрома хрустальных сосулек искрится и переливается. Дети любуются плачущими сосульками.
А вечером они замечают, что сосульки выросли и растолстели. Почему?
Воспитатель решает привлечь детей кдлительному наблюдению.
— Кто догадался, почему сосульки стали толще и длиннее, подойдет ко мне и расскажет так, чтобы другие не слышали,— предлагает воспитатель.— А потом понаблюдаем, и тогда все догадаются.
Конечно, сразу разгадать загадку, удается не всем. И потому на следующий день возле сосулек ватага любопытных. Они наблюдают, как солнышко заставляет сосульки плакать, и они становятся… короче и тоньше!
— Вот так раз! — удивляются ребята.— Почему?
— А как вы думаете — почему? — В свою очередь, спрашивает воспитатель.— Давайте понаблюдаем.
Очень скоро ребята наперебой стали сообщать: «Они от солнышка тают!» — «Но почему же тогда они вчера выросли? И день был точно такой же — солнечный?»
— Посмотрим, какими они станут к вечеру,— загадочно улыбается воспитатель.
После дневного сна ребята снова устремляются к месту наблюдений. Теперь сосульки не плачут и снова выросли и растолстели. И дети самостоятельно решают задачу на смекалку: днем солнце греет, подогревает сосульки, и они тают, становятся меньше. Зато к вечеру, когда начинает подмораживать, капли воды от подтаявшего снега на крыше не успевают стечь, их прихватывает мороз, оттого сосульки растут и толстеют.
В практике работы с детьми широко применяется экспери-м е н т. С помощью воспитателя дети ставят опыты и делают много интересных открытий. Например, почему камень тонет, а дерево плавает на поверхности? Что будет, если зимой ветку дерева поставить в воду в комнате? Почему на ней появляется зелень, в то время как на улице деревья голые? И т. п.
Формируя у детей интерес к миру природы, педагог одновременно воспитывает у них бережное отношение ко всему живому, к растениям, природным богатствам родного края. Он не только учит детей видеть красоту природы и наслаждаться ею, но и приучает оберегать ее, не относиться к ней потребительски, а активно охранять ее, принимать посильное участие в создании прекрасного в природном окружении. Он подводит детей к пониманию того, что красота и богатство родной природы зависят от бережного отношения к ней, от труда людей, вложенного в ее сохранность и совершенствование.
Читайте также:
Просмотрено: 34 раз 10 декабря 2010