Обучение детей измерению происходит параллельно с обучением счету

Измерение различных объектов соответствующими мерками позволяет подвести детей к пониманию обобщенного способа измерения с помощью условной меры. Так, на одном из занятий, где измерялись лен

Знакомство дошкольников со временем и счетом

Обучение детей измерению происходит параллельно с обучением счетуИзмерение различных объектов соответствующими мерками позволяет подвести детей к пониманию обобщенного способа измерения с помощью условной меры. Так, на одном из занятий, где измерялись лента и крупа, воспитатель предлагает детям посмотреть на предметы, расположенные на столе (чашка, стакан, ложка, полоска бумаги), и сказать, какие общие действия мы производили с этими разными предметами (измерение). Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы: как помогли нам эти предметы на занятии? Чем они сегодня были? После этого дети обычно догадываются и говорят, что сегодня они измеряли этими предметами крупу и ленту. «Общее между этими предметами то, что они сегодня были нашими мерками. Все то, чем измеряют, называется мерками».

Организуя измерительную деятельность, детей учат выделять часть предмета, равную условной мере, определять, сколько раз мера уложилась в измеряемом объекте, учат сравнивать с помощью меры величину протяженных предметов, объем сыпучих и жидких тел.

Обучение детей измерению происходит параллельно с обучением счету. Измерение различных объектов с применением фишек для отсчета количества использованных мерок способствует лучшему усвоению детьми процесса образования числа, восприятия числа как отношения измеряемого к принятой мере. Так, чтобы узнать, сколько раз мерка уложилась в полоске, дети должны подсчитать фишки, которые они откладывали при измерении. Пересчитав фишки, дети могут сказать, сколько раз мерка уложилась в полоске.

После того, как дети овладели способом измерения, им предлагается использовать измерение для сравнения двух объектов: какая из дорожек длиннее? В каком кувшине воды больше? В каком мешочке крупы меньше? Например, если детям предлагают узнать, в какой миске крупы больше, они вместе с воспитателем выбирают меру (стакан), затем договариваются о полноте меры, о том, что полнота меры может быть различной, в зависимости от договоренности. Детей просят вспомнить и другие правила измерения, например: при измерении крупы в миске голубого цвета фишки будут откладываться на верхней полоске счетной линейки, а при измерении крупы в миске красного цвета — на нижней. «Как узнать, сколько стаканов крупы в голубой миске, сколько в красной?» — спрашивает воспитатель. Дети отвечают, что пересчитав фишки на верхней полоске, мы узнаем, сколько стаканов крупы в голубой миске (пять стаканов), а пересчитав фишки на нижней полоске, узнаем, сколько стаканов крупы в красной миске (шесть стаканов). Сравнивая фишки на верхней и нижней полосках счетной линейки, определяя, какое из чисел больше, дети могут сказать, что в красной миске крупы больше, чем в голубой.

Измерение становится интересным и привлекательным для детей тогда, когда педагог вводит в процесс занятий различные игровые ситуации, разнообразит наглядный материал. Так, измеряя величину протяженных предметов, ребенок в одном случае выясняет, скольким куклам или другим персонажам можно сделать платочки (платья, полотенца, коврики), если на один платочек идет столько материала, какова длина мерки. В других ситуациях, измеряя и сравнивая две дорожки, дети выясняют, как быстрее можно добраться к домику, т. е. какая из дорожек длиннее, какая короче; узнают, какой из поездов придет быстрее; отыскивают для Мишки самое широкое одеяло, выбирают для кукольного праздника высокую елку.

Определяя объем сыпучих и жидких тел, дети выясняют, скольких кукол можно накормить кашей, если для каждой нужна одна ложка крупы; скольким покупателям хватит крупы, если каждому продавать по одному стакану; скольких зверей вылечит Айболит, если каждому будет давать по одной ложке микстуры; в какой банке малинового сиропа больше, в какой меньше.

На основе измерения решается и такая дидактическая задача, как освоение детьми количественного состава числа из отдельных единиц (в пределах пяти). Воспитатель предлагает детям измерить ленту с помощью условной меры.

Продолжается обучение и упражнение детей в раскладывании предметов в возрастающем и убывающем порядке по длине, ширине, высоте (самая длинная, короче, еще короче, еще короче, самая короткая).

 
Читайте также:

  • Измерение сыпучих и жидких тел дошкольниками
  • Обучение детей дошкольного возраста измерению
  • Работа над усвоением порядкового счета в пределах десяти
  • Работа по формированию у детей элементарных математических представлений
  • Крупы, макаронные изделия и бобовые продукты
  • Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий