Когнитивное развитие дошкольника Начиная деятельность, дети достаточно активны в развертывании действий, операций для достижения цели. Но ведь чтобы понять состояние рядом действующего сверстника, нужно не менее активное внимание обратить на его работу. Эта задача для ребят не простая. И зачастую они не замечают неудачи другого или не помогают не потому, что не хотят это сделать, а потому что не умеют приостановить свою деятельность. Поэтому педагог должен учить ребенка наблюдать за особенностями деятельности сверстника и на этой основе делать вывод о его настроении. Например, он учит непосредственно наблюдать за мимикой (выражением глаз, положением губ), особенностями позы, движений, походки и др. Кроме того, ребенок должен уметь распознавать возможные у его сверстников эмоциональные состояния опосредованно, т. е. на основе наблюдения их деятельности: через характер задачи, степень сходства и различия заданий, отдельные трудности, неудачи.
Самым первым шагом в такого рода организованном и целенаправленном зрительном восприятии может быть рассматривание детьми специально изготовленных фотографий с ярко выраженными эмоциональными состояниями сверстников (ребенок плачет, ребенок смеется, ребенок испытывает удовлетворение или отвращение и т. д.).
Воспитатель, предлагая рассмотреть одну из таких фотографий, спрашивает детей: «Кто изображен на фотографии? Что делает этот мальчик (девочка)? Как он (она) себя чувствует? Как вы догадались об этом?»
Младшим детям предлагаются фотографии, на которых выражены самые основные эмоции: радость, горе, страх, гнев; старшим — наряду с этими эмоциональными состояниями и другие, с многообразными оттенками. О том, что такого рода «чтение эмоций» — задача нелегкая, говорит следующий пример. Разглядывая фото, где изображено лицо мальчика, испытывающего отвращение, дети по-разному понимают его выражение: «У него глаза закрылись, потому что песок в глаза попал. Ему плохо», «Ему хорошо, он просто задумался», «Ему хорошо, он закрыл глаза от кого-то», «Ему плохо. Не знаю почему».
Большую помощь в распознавании эмоций других детей могут оказать специально подобранные сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жизни детей и взрослых. Опираясь на собственный эмоциональный опыт во взаимоотношениях с окружающими, дети на основе конкретных действий и переживаний персонажей раскрывают социально-нравственный смысл ситуации.
На занятиях по развитию речи, при использовании с этой целью книг, диафильмов педагог должен обязательно привлекать внимание детей к особо выразительным иллюстрациям, хорошо передающим эмоциональные состояния, обращая внимание на особенности движений, мимики, характер взгляда, улыбки, позы и т. д.
Можно показывать детям фотографии, на которых зафиксированы моменты привычных занятий: дети строят, делают аппликацию, лепят снеговика, собирают из конструктора игрушку. Необходимо подробно разобрать, что делают дети и как работают (ссорятся, дружно, безразлично), кому из них хорошо, а кому плохо, как ребенок догадался о переживаниях и состоянии изображенных на фотографиях детей.
Наконец, необходимо постоянно направлять внимание детей на понимание самочувствия, настроения, эмоционального состояния своих же сверстников. Каждый новый день приносит радость одним и огорчения другим детям. Дети должны понимать причину настроения сверстника (для этого надо уметь поговорить с ним, а иногда внимательно понаблюдать за ним) и помогать ему: жалеть, если тому плохо (кто-то в семье заболел или случилось несчастье), радоваться вместе со сверстником, если тот испытывает радость.
Читайте также:
Просмотрено: 166 раз 9 июля 2010