Когнитивное развитие дошкольника Итак, мы увидели, что практическая деятельность может в одних случаях способствовать развитию положительных эмоций между детьми, а в других она влияет на возникновение отрицательных эмоций.
Безусловно, пытаясь понять эмоции того или иного ребенка, педагогу следует не торопиться с категорическими суждениями, а постараться учесть разнообразные их проявления: и непосредственные переживания ребенка, и характер его действий, и даже особенности внимания к сверстнику (уделяет его или нет, в какие именно моменты).
Конечно, легче всего заметить видимый результат эмоционального отклика: замечает возникающие у товарища трудности или делает вид, что их нет, помогает или не помогает и т. д. Однако такого рода действия нередко есть только итог эмоциональных переживаний, которые, как мы уже говорили, важны сами по себе. К тому же не всегда помощь другому человеку сама по себе свидетельствует о сопереживании и сочувствии ему; можно помогать и при этом испытывать не сочувствие, а неприязнь, обиду, раздражение.
Подобные проявления (в форме завуалированного, двойственного отношения), которые можно наблюдать в сфере взаимоотношений взрослых, у дошкольников довольно редки. Дети, как правило, выражают свои эмоции вполне определенно и направленно, нередко — довольно бурно и откровенно. Поэтому эмоциональный отклик в форме содействия или же его отсутствие являются, безусловна, существенным показателем отзывчивости ребенка к сверстнику. Наряду с этим следует принять во внимание и другие показатели, также достаточно информативные. В жизни детей постоянно возникают ситуации, которые не обязательно завершаются практическими действиями, получением продукта, результата: это — ситуации общения, игровые, исследовательские, оценочные и т. д.
При последовательном и целенаправленном изучении детей своей возрастной группы воспитатель может использовать и эти ситуации для выявления особенностей эмоциональной отзывчивости как для анализа ситуативных переживаний ребенка, так и для оценки формирующихся у него личностных качеств.
Читайте также:
Просмотрено: 291 раз 9 июля 2010