Организация деятельности детей и руководство ею при воспитании эмоциональной отзывчивости

Итак, мы увидели, что практическая деятельность может в одних случаях способствовать развитию положительных эмоций между детьми, а в других она влияет на возникновение отрицательных эмоций.

Когнитивное развитие дошкольника Организация деятельности детей и руководство ею при воспитании эмоциональной отзывчивости Итак, мы увидели, что практическая деятельность может в одних случаях способствовать развитию положительных эмоций между детьми, а в других она влияет на возникновение отрицательных эмоций.

Безусловно, пытаясь понять эмоции того или иного ребенка, педагогу следует не торопиться с категорическими суждениями, а постараться учесть разнообразные их проявления: и непосредственные переживания ребенка, и характер его действий, и даже особенности внимания к сверстнику (уделяет его или нет, в какие именно моменты).

Конечно, легче всего заметить видимый результат эмоционального отклика: замечает возникающие у товарища трудности или делает вид, что их нет, помогает или не помогает и т. д. Однако такого рода действия нередко есть только итог эмоциональных переживаний, которые, как мы уже говорили, важны сами по себе. К тому же не всегда помощь другому человеку сама по себе свидетельствует о сопереживании и сочувствии ему; можно помогать и при этом испытывать не сочувствие, а неприязнь, обиду, раздражение.

Подобные проявления (в форме завуалированного, двойственного отношения), которые можно наблюдать в сфере взаимоотношений взрослых, у дошкольников довольно редки. Дети, как правило, выражают свои эмоции вполне определенно и направленно, нередко — довольно бурно и откровенно. Поэтому эмоциональный отклик в форме содействия или же его отсутствие являются, безусловна, существенным показателем отзывчивости ребенка к сверстнику. Наряду с этим следует принять во внимание и другие показатели, также достаточно информативные. В жизни детей постоянно возникают ситуации, которые не обязательно завершаются практическими действиями, получением продукта, результата: это — ситуации общения, игровые, исследовательские, оценочные и т. д.

При последовательном и целенаправленном изучении детей своей возрастной группы воспитатель может использовать и эти ситуации для выявления особенностей эмоциональной отзывчивости как для анализа ситуативных переживаний ребенка, так и для оценки формирующихся у него личностных качеств.  
Читайте также:

  • Социальная ориентация ребенка на сверстника. Совместная деятельность
  • Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов
  • Завершение деятельности оказывается также по-разному эмоционально окрашенны …
  • Наблюдая за детьми, можно заметить, что многие из них в проявлении эмоций в …
  • Эмоциональное отношение к сверстнику в условиях морального выбора
  • Просмотрено: 291 раз 9 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий