Эмоциональное отношение к сверстнику в условиях морального выбора

Стабильные и устойчивые взаимоотношения между детьми в группе, как известно, складываются далеко не сразу. В первые дни поступления в детский сад дети лишь присматриваются друг к другу, а за

Стабильные и устойчивые взаимоотношения между детьми в группе, как известно, складываются далеко не сразу. В первые дни поступления в детский сад дети лишь присматриваются друг
к другу, а затем начинают постепенно понимать сверстников и привыкать к ним.

Первые детские привязанности, возникающие в группе, как правило, случайны и неустойчивы. На них можно довольно легко воздействовать взрослому: внушением, объяснением, примером.

Однако в старшем возрасте у детей можно заметить довольно устойчивые привязанности, позволяющие говорить о том, что их взаимоотношения стабилизируются и становятся более самостоятельными, более независимыми от конкретных ситуаций деятельности. Они значительно труднее поддаются воздействиям и перестройке.

Воспитателю чрезвычайно важно знать, какой характер приобрели отношения, сложившиеся между детьми в группе; какие эмоции в отношении к сверстнику обнаруживает ребенок в той или иной ситуации; каков диапазон и пределы нравственных проявлений (чуткости, доброты и отзывчивости).

Какие же ситуации практической деятельности следует выбрать в качестве исходных для анализа детских взаимоотношений? Ведь при выполнении тех или иных заданий дети бывают организованы по-разному: чаще всего — индивидуально, реже — отдельными группами, очень редко — всем коллективом.

Опыт показывает, что проявлению нравственных эмоций более всего способствуют такие ситуации, когда ребенок ставится в условия морального выбора (о них уже частично рассказывалось в предыдущей главе, и к ним придется еще возвращаться). Это означает, что ребенок оказывается перед несколькими, одинаково возможными, но разными по своему нравственному смыслу линиями поведения, среди которых он должен предпочесть одну.

Развитие и воспитание дошкольников