Ознакомление детей с природой На прогулках можно, наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др.), сезонные изменения в жизни растений и животных (появление листьев и цветков, листопад, прилет и отлет птиц). Наблюдения эти обычно кратковременны, но проводятся многократно за одним и тем же объектом или явлением природы.
Руководствуясь программой, следует определить круг знаний, которые дети должны приобрести за определенный период времени, о неживой природе, о жизни растений и животных, о труде человека. Организуя наблюдения на прогулках, воспитатель формирует эти знания постепенно. Поясним сказанное на примере.
Допустим, в течение зимы дети должны усвоить отличие вороны от галки по внешнему виду, питанию, способу передвижения, по их следам на снегу. На одной из прогулок воспитатель обращает внимание на стаю ворон и называет их. В другой раз показывая на ворону, спрашивает, кто летит. На третьей прогулке предлагает посмотреть, что делает ворона. На четвертой― дети рассматривают оперение птицы. На пятой прогулке им предлагают понаблюдать за тем, как ворона передвигается по земле (шагает и головой кивает), какие она оставляет следы на снегу. На шестой ― дети рассматривают, как устроены у вороны глаза («У нас рядом, а у нее с боков головы»). По такому же плану происходит ознакомление с галкой. В результате дети начинают различать ворон и галок по ряду признаков. Во время этих небольших, но систематических наблюдений у детей возрастает интерес к птицам и развивается наблюдательность.
На ежедневных прогулках и экскурсиях нужно обращать внимание на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных и с помощью вопросов помогать детям у неживой природе, например: «Стало холодно―завяли цветы, насекомые спрятались под корой деревьев, улетели птицы». Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей. Поэтому во время наблюдений хорошо использовать стихотворения, песни, загадки, поговорки. Например, показывая в лесу съедобные грибы, воспитатель может прочитать отрывки из стихотворения Е. Трутневой:
Рядышком с иголками
Рыжики под елками,
Не малы, не велики
И лежат как пятаки
Под осинами на кочке —
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать.
И его придется взять
Во время наблюдений с детьми подготовительной к школе группы полезно вспомнить народные приметы, в которых отражены доступные для понимания детьми 6―7 лет связи между явлениями природы, например: «Ласточки летают низко―будет дождь».
Читайте также:
Просмотрено: 3033 раз 2 марта 2010