Когнитивное развитие дошкольника Воспитание у ребенка отзывчивого, гуманного, чуткого отношения к другим людям, которое становится его внутренним побуждением, свойством личности ребенка, — задача совершенно иного качества и сложности. Сложность ее состоит в том, что, пробуждая в ребенке добрые чувства, мы касаемся сферы его самосознания, которая характеризует «человеческое в человеке» и которая относится к сущностным характеристикам человека.
Становление сущностных характеристик человека педагоги и психологи связывают с формированием у него нравственной позиции. Они понимают ее как совокупность основных отношений к миру, людям и себе. Нравственная позиция — это характеристика сущности личности. Наряду с нравственными качествами личность должна обладать и определенными интеллектуальными способностями, и возможностями эстетического познания, и т. д.
Выражение «стать личностью» обозначает реализацию ряда условий, главные из которых состоят в следующем: а) занять определенную нравственную позицию; б) осознать эту позицию и быть ответственным за нее; в) утверждать ее своими поступками, делами, поведением.
Ребенок-дошкольник — тоже личность, но личность, которая еще развивается, формируется. Поэтому применительно к детям дошкольного возраста все названные выше положения приобретают очень важную особенность: и сама нравственная позиция, и ее осознание, и утверждение делами — все эти проявления формирующейся личности ребенка находятся еще в состоянии становления. И воспитателям, и родителям важно знать, в каком направлении происходит такое становление, что представляют собой «ростки» складывающейся личности ребенка и его нравственной позиции.
Одно из существенных условий формирования полноценной личности дошкольника — преодоление односторонности в практике обучения и воспитания и утверждение задач подлинно гармоничного развития ребенка.
Развитие социальных мотивов и эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования детской личности. «Понятие о «Я» развивается у ребенка из понятия о других. Понятие «личности» есть, таким образом, социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы приспособления, которые он применял по отношению к другим. Вот почему можно сказать, что личность есть социальное в нас», — писал известный советский психолог Л. С. Выготский.
Педагог должен понимать основные мотивы поведения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы и способы соотносятся с социальными, нравственными нормами его жизни и деятельности, представлять широкий спектр детских эмоциональных переживаний, возникающих в каждой конкретной ситуации. Только с учетом всех этих особенностей педагог может решать стоящие перед ним воспитательные задачи.
Читайте также:
Просмотрено: 337 раз 5 июля 2010