Когнитивное развитие дошкольника По мере формирования такого рода мотивов безразличное отношение к трудовым обязанностям сменяется очень большой чувствительностью по отношению к оценке окружающих. Затемни эти волнения, связанные с оценкой, как бы отодвигаются на задний план и сменяются совершенно другими переживаниями, связанными с тем, насколько хорошо удалось выполнить полезное дело, насколько достигнутые результаты соответствуют интересам других людей, ставшим теперь интересами самого ребенка.
Однако складывающиеся у детей простейшие социальные мотивы трудовой деятельности являются еще очень неустойчивыми: при отсутствии внешних и внутренних помех дети довольно хорошо справляются с обязанностями дежурного в столовой, но, когда возникает соблазн, многие не могут устоять и прекращают выполнять обязанности дежурного.
Женя (6 лет 10 мес.), увидев играющих детей, бросает, порученное ему дело и с увлечением включается в игру. Однако через несколько минут, несмотря на то что никто не делает ему замечаний, Женя начинает нервничать, смущаться, его игровая активность ослабевает; он начинает поглядывать на не накрытый обеденный стол и, тяжело вздыхая, оставляет играющих детей для того, чтобы вернуться к своим обязанностям.
Пример показывает, что у мальчика уже сложились простейшие социальные мотивы, однако они еще не устойчивы. И эта неустойчивость подтверждается сложными эмоциональными переживаниями, возникшими у ребенка при необходимости дежурить рядом с играющими детьми.
Если цель деятельности (например, уборка комнаты) воспитателем специально не объясняется, то дети выполняют ее без всякого воодушевления и, как правило, очень скоро прекращают начатую работу. Однако их поведение существенно меняется, если выполнение задания мотивируется: нужно навести порядок в комнате малышей, чтобы им было удобно играть и заниматься, ибо сами они делать это не умеют.
При такой мотивировке эффективность деятельности детей (особенно пяти-шести лет) значительно возрастает. Правда, многие, активно принимаясь за выполнение задания, затем отвлекаются, начинают ошибаться и не доводят дело до конца. Можно предположить, что, хотя у таких детей уже начинают складываться новые социальные мотивы поведения, последние не могут надлежащим образом и в течение длительного времени определять общую направленность поведения, поскольку у ребят еще не сформированы эмоции более высокого уровня в виде эмоционального предвосхищения.
Исходя из этих предположений, можно попытаться создать в воображении ребенка эмоциональное предвосхищение результатов его деятельности, например предложить рассказать о том, как хорошо будет в игровой комнате, как удобно будет играть малышам, когда старшие дети наведут порядок и аккуратно сложат все пирамиды. Одновременно рисуется мрачная картина в случае, если задание не будет выполнено: в групповой комнате беспорядок, маленькие дети плачут, ссорятся, не могут найти свои игрушки.
Такого рода формирование процессов эмоционального предвосхищения результатов своей деятельности способствует мобилизации душевных и физических сил ребенка, повышает уровень его активности, направленной на достижение поставленной цели.
Считается вполне естественным, что маленького ребенка надо почти всему обучать: как пользоваться предметами в быту, как одеваться и раздеваться и т. п. Сколько хлопот доставляет родителям и воспитателям формирование у детей навыков завязывания шнурков на обуви, застегивание пуговиц на одежде. Сколько внимания, настойчивости, терпеливого ожидания должны проявить взрослые, чтобы наконец ребенок научился успешно справляться с такого рода действиями!
Читайте также:
Просмотрено: 197 раз 6 июля 2010