Проявления взаимоотношений и состояний в сознании ребят стоят в одном ряду с понятиями о накоплении знаний и навыков

Соподчиненность предметов и видов деятельности как оснований для складывающихся у ребенка ценностей пока отсутствует. О поведении детей в аналогичных ситуациях советский психолог А. Н. Леонт

Когнитивное развитие дошкольника Соподчиненность предметов и видов деятельности как оснований для складывающихся у ребенка ценностей пока отсутствует. О поведении детей в аналогичных ситуациях советский психолог А. Н. Леонтьев писал так: «Между мотивами, побуждающими ребенка, не установились еще такие соотношения, при которых одни являются для него главными, более важными, другие — менее важными, второстепенными». Умение персонажа или сверстника правильно действовать, быстро что-то выполнять, активно изменять окружающее оказывает на дошкольника благоприятное впечатление, даже если оно проявляется на фоне отрицательных эмоций.

Можно спросить детей, как они сами поступили бы в аналогичной ситуации, например, оказавшись на месте того ребенка, который по сюжету рассказа был обидчиком. Судя по ответам, предполагается отзывчивое, чуткое, внимательное отношение к сверстнику: «Я бы ему нарисовал, что он хотел», «Я подарил бы ему, потому что он маленький» и т. д, В этом случае дети, по-видимому, вновь явно предчувствуют, какой ответ от них ожидают взрослые. Здесь опять выступает «подыгрывание» ребенка взрослому, в то время как форма предыдущих вопросов к этому не побуждала.

Целенаправленное, организованное общение ребенка со взрослым позволит последнему уяснить нравственные критерии, которые доминируют в предпочтениях, мотивациях, оценках детей.

Ответы ребят показывают, что содержание ценностного, значимого, существенного у разных детей разное: для одних ценностными становятся отношения, соответствующие высшим нормам и положительным эталонам; для других — такого рода нормы и эталоны пока еще не значимы.

Беседы показывают, что для большинства детей характерен тип нестабильного и непоследовательного отношения к сверстнику. Так, например, отвечая на первый вопрос, ребенок выказывает предпочтение положительному герою рассказа. В ответах на следующие вопросы он как бы отступает от этой линии, не умея необходимым образом мотивировать ответ и тут же соскальзывая на предпочтение другого действующего героя. При этом сами дети не замечают, что их предпочтения и побуждения как бы «переливаются» из одной нравственно-ценностной плоскости в другую.

Составление подобных рассказов доступно каждому педагогу и даже старшим дошкольникам, разбор их может проводиться воспитателем как во время занятий, так и вне их. Содержанием для них могут служить самые разнообразные ситуации из повседневной жизни самих детей. Придавая им сжатую и лаконичную форму (по сравнению, например, с произведениями художественной литературы), педагог может, когда это нужно, направлять внимание ребенка на состояния, переживания, отношения других детей.

Подобного рода общение должно подготавливать детей к любой деятельности, к ее многообразным и многозначным ситуациям. Постоянно уделяя ему внимание, воспитатель стремится дать правильные представления о формах взаимоотношений сверстников, вариантах эмоциональных проявлений, способах разрешения сложных ситуаций, средствах выражения нравственных побуждений.  
Читайте также:

  • Социальная ориентация ребенка на сверстника. Совместная деятельность
  • Организация деятельности детей и руководство ею при воспитании эмоционально …
  • Дети сосредотачивают свое внимание на моральном облике героя
  • Решение детьми социально-нравственных, смысловых задач
  • Можно ли ссориться во время игры?
  • Просмотрено: 183 раз 9 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий