Когнитивное развитие дошкольника Заключающихся в стремлении сделать полезное не только для себя, но и для других, можно наблюдать на примере коллективной трудовой деятельности дежурных (дежурства в столовой, в уголке природы, в игровом уголке и т. д.).
Предварительно воспитатель разъясняет смысл работы, ее значение для коллектива детского сада, стремясь таким образом выработать у детей своеобразную ориентацию на предстоящую деятельность и сформировать у них предварительные представления о социальной значимости этих действий.
В дальнейшем, когда уже имеет место коллективное мнение, педагог регулярно оценивает вместе с детьми работу дежурных. Таким образом создается довольно жесткая система групповых требований и ожиданий. Действия ребенка, соответствующие этим требованиям, постоянно получают положительное «социальное подкрепление», а несоответствующие — отрицательное.
Основные изменения, происходящие на этом этапе, заключаются в том, что осуществляется переориентировка ребенка на новые ценности. Происходит как бы обесценивание прежде интересных для детей игр, развлечений, и соответственно возрастает ценность ранее менее привлекательного для них серьезного и трудного задания. Благодаря систематическому участию в общем деле детям открывается его полезность для окружающих, а вместе с тем и значительность той роли, которую они в этом деле выполняют.
Таким путем создаются необходимые психологические предпосылки усвоения тех социальных норм и требований, выполнение которых необходимо для успешного осуществления совместной трудовой деятельности. Превращение такого рода требований в требования к самому себе (во внутренние мотивы детского поведения) осуществляется постепенно. Первоначально часть детей отказывается от дежурств, стремясь переложить свои обязанности на кого-либо другого, а остальные дети, хотя и принимают задание, но не всегда хорошо его выполняют: не доводят дело до конца, постоянно отвлекаются, начинают играть, вместо того чтобы трудиться, и т. д.
Затем в созданных условиях коллективной деятельности поведение детей начинает упорядочиваться, выполнение обязанностей дежурного приобретает более организованный характер, однако лишь под непосредственным влиянием указаний и оценок взрослого и сверстников.
Некоторые дети надолго задерживаются на этом этапе. Для них общественная суть выполняемого дела пока не является главной. Основное значение имеет похвала, в первую очередь воспитателя, а затем и сверстников, и лишь в тех случаях, когда можно рассчитывать на. такую похвалу, они выполняют свою работу более или менее организованно и продуктивно. Но как только окружающие перестают обращать на них внимание, они прекращают свою трудовую активность и переключаются на другие дела.
Впоследствии, однако, эти дети — одни раньше, другие позднее — переходят на более высокую ступень формирования социальных мотивов поведения. Характерным для этой ступени является то, что ребенок начинает выполнять свои маленькие обязанности не ради похвалы взрослого и не ради достижения лидерства в детском коллективе, а ради результата, стремясь удовлетворить потребности окружающих людей. Теперь он действует уже по собственной инициативе, не дожидаясь каких-либо указаний и поощрений со стороны окружающих, что свидетельствует о превращении усваиваемых социальных норм и требований во внутренние мотивы деятельности.
Читайте также:
Просмотрено: 231 раз 6 июля 2010