Процесс формирования простейших социальных мотивов деятельности у ребенка

Заключающихся в стремлении сделать полезное не только для себя, но и для других, можно наблюдать на примере коллективной трудовой деятельности дежурных (дежурства в столовой, в уголке природ

Когнитивное развитие дошкольника Процесс формирования простейших социальных мотивов деятельности у ребенка Заключающихся в стремлении сделать полезное не только для себя, но и для других, можно наблюдать на примере коллективной трудовой деятельности дежурных (дежурства в столовой, в уголке природы, в игровом уголке и т. д.).

Предварительно воспитатель разъясняет смысл работы, ее значение для коллектива детского сада, стремясь таким образом выработать у детей своеобразную ориентацию на предстоящую деятельность и сформировать у них предварительные представления о социальной значимости этих действий.

В дальнейшем, когда уже имеет место коллективное мнение, педагог регулярно оценивает вместе с детьми работу дежурных. Таким образом создается довольно жесткая система групповых требований и ожиданий. Действия ребенка, соответствующие этим требованиям, постоянно получают положительное «социальное подкрепление», а несоответствующие — отрицательное.

Основные изменения, происходящие на этом этапе, заключаются в том, что осуществляется переориентировка ребенка на новые ценности. Происходит как бы обесценивание прежде интересных для детей игр, развлечений, и соответственно возрастает ценность ранее менее привлекательного для них серьезного и трудного задания. Благодаря систематическому участию в общем деле детям открывается его полезность для окружающих, а вместе с тем и значительность той роли, которую они в этом деле выполняют.

Таким путем создаются необходимые психологические предпосылки усвоения тех социальных норм и требований, выполнение которых необходимо для успешного осуществления совместной трудовой деятельности. Превращение такого рода требований в требования к самому себе (во внутренние мотивы детского поведения) осуществляется постепенно. Первоначально часть детей отказывается от дежурств, стремясь переложить свои обязанности на кого-либо другого, а остальные дети, хотя и принимают задание, но не всегда хорошо его выполняют: не доводят дело до конца, постоянно отвлекаются, начинают играть, вместо того чтобы трудиться, и т. д.

Затем в созданных условиях коллективной деятельности поведение детей начинает упорядочиваться, выполнение обязанностей дежурного приобретает более организованный характер, однако лишь под непосредственным влиянием указаний и оценок взрослого и сверстников.

Некоторые дети надолго задерживаются на этом этапе. Для них общественная суть выполняемого дела пока не является главной. Основное значение имеет похвала, в первую очередь воспитателя, а затем и сверстников, и лишь в тех случаях, когда можно рассчитывать на. такую похвалу, они выполняют свою работу более или менее организованно и продуктивно. Но как только окружающие перестают обращать на них внимание, они прекращают свою трудовую активность и переключаются на другие дела.

Впоследствии, однако, эти дети — одни раньше, другие позднее — переходят на более высокую ступень формирования социальных мотивов поведения. Характерным для этой ступени является то, что ребенок начинает выполнять свои маленькие обязанности не ради похвалы взрослого и не ради достижения лидерства в детском коллективе, а ради результата, стремясь удовлетворить потребности окружающих людей. Теперь он действует уже по собственной инициативе, не дожидаясь каких-либо указаний и поощрений со стороны окружающих, что свидетельствует о превращении усваиваемых социальных норм и требований во внутренние мотивы деятельности.  
Читайте также:

  • Изменение эмоциональных переживаний в связи с формированием трудовой деятел …
  • Неблагоприятные условия могут надолго задержать ребенка на одном уровне
  • Развитие эмоций в деятельности, труде. Воспитание чувств
  • Изменения в эмоциональной сфере непосредственно отражают изменения мотивов …
  • Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка
  • Просмотрено: 231 раз 6 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий