Беседы с детьми о прочитанном

Работа педагога над прочитанной книгой — серьезная и важная деятельность. Воспитатель должен быть готов заранее к возможным вопросам детей и сам готовить вопросы для беседы с дошкольниками.

Когнитивное развитие дошкольника Беседы с детьми о прочитанном Работа педагога над прочитанной книгой — серьезная и важная деятельность. Воспитатель должен быть готов заранее к возможным вопросам детей и сам готовить вопросы для беседы с дошкольниками. О том, как проводится подобная работа — беседа со старшими дошкольниками, полно, с соответствующими примерами рассказано в книге «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А. М. Виноградовой.

Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.

Эти задачи требуют от воспитателя кропотливой, систематической работы. Здесь и встают вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать — помогать, защищать справедливость? И т.д.

Планируя вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Эти вопросы должны развивать дискуссию в детском коллективе, в процессе которой закрепляются гуманные чувства ребят.

Вопросы, адресованные детям, должны, с одной стороны, стимулировать эмоциональное отношение к прочитанному, а с другой — не вызывать обиду и агрессивность у некоторых детей, которые могут оказаться чем-то похожими на отрицательных персонажей. Разумеется, педагог должен быть тактичным и находчивым в подобной беседе. Воспитателю следует при любых обстоятельствах управлять мнением коллектива детей. Для того чтобы не вызвать обиды ребенка, у которого были выявлены явные недостатки в поведении, устранять их лучше всего смехом и шутками.

В работе над произведением эффективными оказываются такие приемы, как подбор близких по содержанию художественных произведений; ведение беседы сразу по двум произведениям для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев; обобщающая беседа по нескольким произведениям, в том числе и сказкам.

Можно предложить еще один прием, способствующий выявлению эмоционального отношения детей к прочитанному. Воспитатель, не дочитав сказку или стихотворение до конца, предлагает другую развязку. Например, стихотворение Н. Артюховой Галчонок-хромоножка Барахтался в пыли; За ним гонялась кошка, А мы его спасли можно сначала прочитать детям в таком виде:
Галчонок-хромоножка
Барахтался в пыли;
За ним гонялась кошка,
А мы домой ушли.
И спросить детей: «Правильно поступили ребята, которые сразу ушли домой? А что бы сделали вы на их месте?»  
Читайте также:

  • Большое значение имеют беседы с детьми о прочитанном
  • Игры-беседы детей с персонажами сказок
  • Примерная беседа «знакомство с текстильными изделиями»
  • Равнодушным детям важно предлагать игры-беседы
  • В беседах заметна ограниченность тематики лишь событиями сказки
  • Просмотрено: 419 раз 13 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий