В процессе воспитания ребенка надо стремиться формировать у него устойчивое положительное эмоциональное состояние. Как бы предвкушая приятное общение, ребенок 2-го и особенно 3-го месяца жизни реагирует на появившегося перед ним улыбающегося, разговаривающего человека эмоционально-двигательным оживлением.
Это радостное состояние малыша, сопровождающееся активными движениями рук, ног, туловища, благотворно воздействует на течение физиологических процессов, способствует формированию самостоятельных движений, голосовых реакций, повышает активность психической деятельности. Ребенок, воспитываемый с раннего возраста в атмосфере положительных эмоций, не только быстрее развивается во всех отношениях, но и становится личностью с позитивным отношением к жизни, добрым человеком.
Развитие и совершенствование различных движений у малыша также зависят от условий его воспитания. Рекомендуется обучать ребенка овладевать движениями вначале в горизонтальном, а потом в вертикальном положении тела.
С 3—4-недельного возраста перед кормлением младенца следует чаще выкладывать на живот, подложив для удобства под грудь его руки, согнутые в локтях. Оставлять малыша одного, без присмотра родителей в такой позе, конечно, нельзя. Для развития умения ребенка поднимать и удерживать голову из положения лежа на животе следует, приблизившись к нему спереди на уровне лица, привлекать его внимание к себе звучащими игрушками, ласковыми, призывными обращениями, стараться, чтобы его взгляд задерживался на говорящем перед ним взрослым. Вначале малыш может только на очень короткое время отрывать голову от матраца, но вскоре, если тренировки носят систематический характер, он начинает выполнять это движение весьма уверенно. На 3-м месяце жизни выложенный на живот ребенок (с которым регулярно занимались), услышав голос матери, поднимает и довольно продолжительное время держит голову, опираясь при этом на предплечья и прогнувшись туловищем. Эти движения, вне всякого сомнения, тренируют многие мышцы шеи, спины, живота, рук, ног, формируют физиологический изгиб позвоночника, являются обязательной базой для развития важнейшего в грудном возрасте умения — ползания. Самостоятельные частые движения головы способствуют улучшению кровообращения головного мозга.
Малышам, как показывают многочисленные наблюдения, нравится, когда их кладут на живот: плакавшие до этого успокаиваются, бодрствовавшие без особых эмоций начинают радостно гулить, улыбаться. Им приятна смена позы не только чисто физиологически (хотя и это отнюдь не пустяк), но и оттого, что новое положение расширяет горизонт, в поле зрения оказывается большее число объектов окружающего мира, рассматривать которые так интересно…
Таким образом, обучение малозначащему на первый взгляд умению поднимать и удерживать голову, лежа на животе, стимулирует в значительной мере нервно-психическое и физическое развитие ребенка первых месяцев жизни. Нет и не может быть мелочей в воспитании маленьких детей!
По мере освоения умения поднимать голову лежа на животе следует обучать ребенка удерживать ее и в вертикальном положении — на руках у матери. Для этого надо чаще брать малыша на руки, это тренирует соответствующие мышцы. Специальные занятия заключаются в следующем. Один из родителей придает ребенку вертикальное положение, придерживая бережно за подбородок и затылок его голову, а второй старается с помощью музыкальной игрушки, собственного голоса привлечь его внимание. Как только малыш остановил взгляд на заинтересовавшем его объекте, голову фиксировать далее не нужно — пусть он подержит ее самостоятельно. Когда мышцы немного окрепнут, эти занятия можно проводить без помощника. Ребенка под мышки берет один человек и, держа его на уровне своего лица, добивается речью и мимикой, чтобы он активно следил взором за говорящим. Малыш обычно при этом самостоятельно держит и поворачивает голову.
Если указанные занятия были начаты своевременно и проводились регулярно, то к исходу 1-й четверти года ребенок, как правило, твердо держит голову в вертикальном положении, уверенно поворачивает ее из стороны в сторону, свободно следит взглядом за перемещающимися
предметами, расширяя поле зрения движениями головы вверх-вниз и влево-вправо.