Ставя ребенка перед задачей выбора, необходимо помнить о его возрастных возможностях

И стараться на первых порах не допускать таких условий, которые делали бы задачу практически невыполнимой, слишком трудной для дошкольника (сверхзадачей). Подобная ситуация может возникнуть,

Когнитивное развитие дошкольника И стараться на первых порах не допускать таких условий, которые делали бы задачу практически невыполнимой, слишком трудной для дошкольника (сверхзадачей).
 Подобная ситуация может возникнуть, например, когда дошкольникам предлагается крайне интересная, совершенно новая и необыкновенно занимательная игрушка, которую ребенок видит и с которой действует впервые, а нравственный смысл ситуации предполагает отказ ребенка от нее в пользу других детей, т. е. альтернативные линии поведения должны быть ясны ребенку, представлять для него интерес (а не быть безразличными), но вместе с тем не настолько, чтобы быть неотразимыми.
 В этом плане серьезные возражения вызывают такие ситуации, в которых для выявления нравственных побуждений ребенка используется, например, отказ от конфеты в пользу другого или же, наоборот, стремление присвоить ее себе. Ведь дети по-разному относятся к сладостям, некоторые совершенно безразличны к ним, в силу этого обстоятельства может быть сильно искажен действительный, социально-нравственный смысл ситуации.
 Большое значение для вхождения ребенка в проблемную ситуацию задачи имеет степень понятности предъявляемой словесной формулировки выбора.
 Когда, например, воспитатель спрашивает ребенка: «Коля, ты поможешь Пете?» — он фактически ставит перед ребенком нравственную задачу, но не оставляет при этом для него другого возможного варианта. Практически такая формулировка вопроса исключает выбор. Он просто диктует ребенку желательную со стороны взрослого линию поведения.Совсем другое дело, если об этой же ситуации сказать иначе: «Коля, ты кончил работу. Можешь идти гулять. Но, если хочешь, останься помочь Пете. Выбирай сам: или останься помогать, или иди гулять». В такой формулировке педагог уже не диктует ребенку желательную линию поведения, а побуждает его к сопоставлению, соотнесению разных по своему нравственному смыслу выходов из ситуации.
 Кроме того, и сам выбор может быть задан по-разному: явно, развернуто, с подобным изложением следствия обеих альтернативных линий поведения, или же неявно, косвенно, свернут.
 Приведенный выше пример формулировки выбора — пример прямо поставленной задачи. Однако она могла быть задана иначе, в более короткой форме, например так: «Закончите работу — можете играть». Подобная формулировка, сохраняя смысл ситуации, также допускала бы возможность выбора, однако, задавая его не явно, а косвенно. В принципе ребенок может и не воспринять в такой формулировке возникшую ситуацию как задачу. Вот почему на начальных этапах детям необходимо полнее раскрывать взаимно исключающие линии, их возможные результаты, особенно действия и переживания.  
Читайте также:

  • Постановка воспитателем социально-нравственных задач
  • Развертывание перед ребенком взаимно исключающих линий поведения
  • Решение детьми социально-нравственных, смысловых задач
  • Подлинные эмоциональные переживания детей, могут некоторое время маскироват …
  • Социальная ориентация ребенка на сверстника. Совместная деятельность
  • Просмотрено: 233 раз 10 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий