Когнитивное развитие дошкольника Предположим, что предметная сторона работы организована так, что условия деятельности побуждают детей обращать внимание на сверстника, общаться с ним, адресовывать ему действия, ожидать действий взаимных.
Однако, чтобы ребенок воспринял подобную ситуацию как смысловую задачу, этого недостаточно. Очень важно, как именно ставит взрослый задачу перед ребенком, какую конкретно формулировку использует.
Прежде всего это относится к постановке перед ребенком проблемы выбора. Задача выбора предполагает наличие не одного, а не-, скольких вариантов или линий поведения. Причем в заданных условиях осуществим лишь один из вариантов, тогда как другие оказываются исключаемыми (или-или). Поэтому воспитателю чрезвычайно важно продумать разнообразные способы решения ситуаций, которые можно предлагать детям в качестве взаимно исключающих линий поведения. Содержанием для такого рода вариантов поведения могут стать отдельные предметы или игрушки, отдельные занятия или виды деятельности, целые ситуации.
Начинать воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость педагог должен с таких ситуаций, когда определить свое предпочтение ребенку не слишком трудно. Например, обращая внимание ребенка на сверстника с плохим самочувствием и настроением, воспитатель может сказать: «Хочешь поиграть с ним? Или не хочешь? Сделай так, как ты хочешь!» Альтернативами выбора в данном случае являются действие и его отсутствие (играть или не играть?). Или, обращаясь к обладателю новой привлекательной игрушки, воспитатель предлагает: «Может, ты дашь Диме поиграть своей игрушкой? Смотри, какой он сегодня невеселый. Или тебе не очень хочется? Как ты сам хотел бы сделать?» Или: «Тебе хочется помочь Оле? Или не хочется? Выбирай сам, что будешь делать!»
В приведенных примерах содержанием для взаимно исключающего поведения ребенка является выполнение или невыполнение (отсутствие) какого-то действия для другого. В силу этого вся ситуация принимает смысл социально-нравственной задачи.
Однако это содержание можно существенно усложнить, если для выбора предложить разные виды деятельности. В очень простой ситуации завершения детьми какого-то практического задания воспитатель может сказать ребенку с неустойчивыми эмоциями: «Ты закончил. Можешь идти одеваться и готовиться к-прогулке. А можешь остаться помогать. Выбирай сам, что ты хочешь». Аналогично можно предложить продолжить работу или приступить к игре, закончить дело или отдыхать, помочь другому или смотреть интересные книги и т. д.
Читайте также:
Просмотрено: 324 раз 10 июля 2010