Когнитивное развитие дошкольника Формирование социальной ориентации ребенка на сверстника — важное, но только начальное звено в сложном и длительном процессе воспитания у дошкольников высших душевных качеств. Следующее, не менее важное и весьма необходимое звено в этом процессе — обучение детей решению специфических социально-нравственных (смысловых) задач. Это ситуации проблемного типа, которые не имеют готового и однозначного ответа, в силу чего они требуют от ребенка сложной внутренней работы по определению своего отношения к другому человеку.
Многие психологи и педагоги считают необходимым специально создавать в жизни и деятельности детей подобные ситуации, имеющие, по их мнению, значительный воспитывающий эффект. Однако терминологически эти ситуации описаны пока еще недостаточно четко и полно. Несмотря на разные обозначения, в этих ситуациях есть нечто общее, что делает их принципиально важными и необходимыми в воспитательном процессе, а именно: в них развертываются те проявления поведения, которые мы называем поступками.
Для понимания особенностей складывающейся личности ребенка крайне важно отличать в его поведении обычные действия от поступков. Поступок человека, как положительный, так и отрицательный, есть не просто действие, а действие, соотнесенное с нравственными ценностями и идеалами и их утверждающее. Известный советский психолог П. Я. Гальперин говорит об этом так: «Действуем мы бесконечно: обуваемся, садимся в автобус, обедаем. Поступок — изменение судьбы; возвеличение или гибель наших ценностей, переосмысление жизненно значимого…».
Как личность ребенок проявляет себя далеко не во всех действиях, но всегда в поступках. Однако как увидеть, где начинается то, что мы называем поступком? Ведь из практики известно, что обращают на себя внимание чаще отрицательные поступки детей. А положительные? Из чего они вырастают? Как поощряются и побуждаются к развитию?
Создание проблемных ситуаций в форме задач, из которых ребенок должен найти выход, опираясь на уже сложившийся у него эмоционально-ценностный опыт, и есть, на наш взгляд, та особая сфера жизни и деятельности детей, которая при соответствующем руководстве педагога формирует способность совершать положительный поступок. Признаки такого рода сложных ситуаций состоят в следующем: а) вариант решения не является единственным, возможно несколько вариантов; б) нравственный способ поведения предполагает, как правило, некоторое ущемление личных желаний и интересов.
Примеры таких ситуаций уже приводились ранее (с возможностью выбора вида деятельности, например помогать или играть). Подобные задачи могут быть заданы на материале любой деятельности: игровой, продуктивной, трудовой. Создавая ситуации, подбирая конкретный материал для них, взрослый должен всячески поощрять активность ребенка, побуждая его к самостоятельному поиску решения задачи. И при этом не навязывать определенной линии поведения, не требовать только данного способа разрешения ситуации, а постепенно подводить к независимому и самостоятельному принятию решения.
Читайте также:
Просмотрено: 638 раз 9 июля 2010