Особенности деятельности и эмоциональные проявления детей в отношении к сверстнику

Смена ситуаций практической деятельности позволяет наглядно убедиться, насколько тесно связаны особенности деятельности и эмоциональные проявления детей в отношении к сверстнику. Каждая ситу

Когнитивное развитие дошкольника Особенности деятельности и эмоциональные проявления детей в отношении к сверстнику Смена ситуаций практической деятельности позволяет наглядно убедиться, насколько тесно связаны особенности деятельности и эмоциональные проявления детей в отношении к сверстнику. Каждая ситуация создает особый неповторимый эмоциональный фон общей атмосферы и индивидуальных проявлений.

Итак:

  1. 1.  Практическая деятельность группы (двух и более детей) допускает многообразие способов ее организации. От особенностей принятого способа зависит не только продуктивность (результативность) выполняемых действий, но и реализуемый социально-нравственный опыт ребенка: видение и понимание другого человека, оценка его возможностей, состояния, эмоциональный отклик.
  2. Организация практической деятельности детей в целях воспитания у них высоких нравственных качеств требует от педагога не только обеспечения предметно-операционной стороны деятельности (материал, инструмент, заготовки, набор действий и пр.), но и тщательного продумывания возможности развертывания перед детьми ее социально-нравственного аспекта (выделение в структуре деятельности действий, адресованных другим детям, взаимных, распределенных, зависимых, побуждающих к контактам и т. д.).
  3. Подбирая материал для конкретной работы, воспитатель тщательно анализирует, в какое время и на каком этапе желательно ввести моменты взаимозависимости детей в деятельности: в самом начале (как это было, например, в случае работы детей парами), в середине работы или же в ее конце (когда, например, результаты действий детей в виде законченных деталей сдавались ребенку-сборщику) .
  4. По ходу работы, чувствуя, что дети прониклись задачей совместной деятельности и включились в нее, воспитатель может усложнять ее условия постановкой перед участниками проблемы выбора. Так, он может направить внимание детей на сопоставление отдельных частей работы по степени трудности и, доведя до сознания ребят, что она разная, тем, кто заканчивает, предложить выбор: «Ты закончил, можешь идти. Но у них потруднее. Если хочешь, можешь работать с ними. Сам выбери, что станешь делать».
  5. Хотя вещественным результатом деятельности является ее продукт и усилия детей направлены на его получение, педагог не всегда должен торопить его изготовление. По мере необходимости он может и должен, особенно в моменты взаимосвязанных действий, развернуть личностное общение детей, активизировать их мнения, размышления, отклики, оценки, направленные на другого ребенка (или сразу на нескольких детей): его самочувствие, настроение, состояние. Не беда, если этот отклик не является сразу положительным или он настолько неустойчив (с сомнениями, неуверенностью), что вызывает у сверстника протест.
  6. 6. Воспитатель не должен спешить подсказывать выход из сложных в нравственном смысле ситуаций, не должен торопиться раскрыть предпочитаемые им и ожидаемые от детей проявления отношений. Постановкой специальных задач и педагогическими воздействиями (которые подробно будут изложены в следующей главе) взрослый должен способствовать активному познавательному и эмоционально-нравственному анализу ситуации со стороны самих детей, сосредоточению их внимания на социально-нравственном аспекте деятельности.

 
Читайте также:

  • Постановка воспитателем социально-нравственных задач
  • Решение детьми социально-нравственных, смысловых задач
  • Организация деятельности детей и руководство ею при воспитании эмоционально …
  • В воспитании положительных взаимоотношений у дошкольников велика роль их со …
  • Завершение практической деятельности и переход к игре приводит к некоторой …
  • Просмотрено: 229 раз 9 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий