Прочитав в группе сказку или рассказ, желательно дать несколько развязок, в том числе и взаимоисключающих

Это поможет дошкольника м глубже прочувствовать нравственное содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев, так как маленькие дети часто просто запоминают правила

Когнитивное развитие дошкольника Прочитав в группе сказку или рассказ, желательно дать несколько развязок, в том числе и взаимоисключающих Это поможет дошкольника м глубже прочувствовать нравственное содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев, так как маленькие дети часто просто запоминают правила, соответствующие моральным нормам поведения. А прием «столкновения» различных потенциальных развязок заставляет детей не только глубоко задуваться над прочитанным, но и вспомнить аналогичные ситуации из своей жизни. В ходе такой беседы иногда возникает дискуссия. Воспитатель должен всячески поддерживать ее, косвенно направлять разговоры, привлекать к обсуждению замкнутых, застенчивых детей, заставлять всех ребят группы высказываться. При этом допускается некоторое нарушение дисциплины в группе, поскольку такая дискуссия не может не задеть детей «за живое». Однако взрослый должен обязательно следить за тем, чтобы никто из детей Не был несправедливо обижен, даже при самой резкой «критике» надо сохранять в группе атмосферу доброжелательности и дружелюбия.

В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, но и изменено, скорректировано под воздействием мнений других ребят и при косвенном руководстве педагога. Главное здесь — не спешить с выводом о неправильности представлений того или иного ребенка: не перебивая и не останавливая его, взрослый должен выслушать и постараться понять исходные мотивы, побуждающие ребенка защищать свою точку зрения. Эти мотивы и должны, насколько это возможно, послужить основой для Ненавязчивого, доброжелательного участия взрослого в этом «споре?» и обоснования ошибочности мнения малыша.

Особенностью этой сказки является то, что предметы, деревья наделены человеческими качествами, чувствами и потоками. С бытовой точки зрения ничего особенного в сказке не происходит: топор рубит березу, как и положено топору. Но весь эмоционально-образный строй сказки противоречит этой утилитарной основе.

В процессе беседы выяснилось, что пятилетние дети сочувствуют березке и выражают осуждение злому, грубому топору. Перед прослушиванием сказки педагог спросил детей, что такое топор, в чем его польза, т. е. ребята были ориентированы на полезность действий, совершаемых с помощью топора. Однако весь эмоциональный, драматический сюжет сказки противоположен этому житейскому представлению. Взрослому при обсуждении сказки и надо «столкнуть» эти два представления.

На вопрос воспитателя, кто понравился в сказке, дети давали следующие ответы: «Березка! понравилась, а топор плохой, злой, плохо сделал!», «Топор не понравился, не Жалко, что потонул, потому что он срубил очень красивую березку» и т.д. Были дети, которые все-таки жалели топор: «Березку жалко. Топор плохой, потому что березку рубил, а все-таки топор жалко. Почему — не знаю!» Но таких детей оказалось очень мало, к тому же свое сочувствие топору они выражали весьма неуверенно. Большинство же осудило поступки топора.

Здесь важно отметить, что топор из инструмента превращается в активного обидчика, совершающего зло, и здесь уже не таким важным становится, что он делает, а главное — как делает и каков он сам.

Появляется сочувствие к персонажам, их эмоциональная оценка. Далее сразу после оценок, высказанных детьми, был использован следующий прием: повторное; «столкновение» топора из сказки с образом обычного топора, причем взрослый подчеркивал его нужность и полезность людям («Топор ведь рубит деревья, их распиливают на поленья, на доски. Людям нужно строить, топить печи, греться, готовить пищу. Может быть, все-таки топор хорошо сделал?»). Однако этот вопрос не сбил детей, они с большей уверенностью и горячностью говорили: «Нет, нет, плохо сделал!», «Нет, топор плохой, злой!», «Надо не березы рубить, а дрова круглые. Не жалко, что он потонул, плохой топор!» и т. д. Дети, убежденные в своей правоте, стали доказывать правильность своей оценки тем, кто еще намеревался пожалеть топор: «Как ты не понимаешь,— почти кричал мальчик,— это же не простой топор, это же сказочный, он же все равно что человек, только очень плохой человек, грубый и безжалостный!»

Приблизительно такой же принцип может быть использован при обсуждении в группе и других сказок. В конце дискуссий воспитателю необходимо подводить итоги сказанному детьми, подчеркивать особенно удачные сравнения и примеры, приведенные ребятами, выражать свое эмоциональное отношение как к самому произведению, так и к высказываниям детей и обязательно поощрять тех, кто впервые, преодолев в себе застенчивость, участвовал в дискуссии.  
Читайте также:

  • Игры-беседы детей с персонажами сказок
  • Проявляется эмоциональное отношение детей ко всему художественному произвед …
  • Представления о трудолюбии и формировании обобщенной оценки образов
  • В беседах заметна ограниченность тематики лишь событиями сказки
  • Детская художественная литература — действенная сила нравственного воспитан …
  • Просмотрено: 144 раз 13 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий