Воспитанию речевого слуха и голосовых реакций

Наибольшее внимание должно быть уделено воспитанию речевого слуха и голосовых реакций. Речь взрослых в присутствии малыша должна быть четкой, предельно понятной, эмоционально окрашенной, фра

Уход за ребёнком Воспитанию речевого слуха и голосовых реакций Наибольшее внимание должно быть уделено воспитанию речевого слуха и голосовых реакций. Речь взрослых в присутствии малыша должна быть четкой, предельно понятной, эмоционально окрашенной, фразы следует строить короткие, выделяя голосом наиболее важные в данный момент слова. Если ребенку рано начинают показывать и называть конкретные предметы, у него быстрее сложится о них определенное представление, и он, конечно, раньше будет готов произнести слова, их обозначающие. К 4—5-месячному возрасту малыша следует научить различать тон обращенной к нему речи. В ответ на привычные для него еще с первых месяцев жизни ласковые интонации материнского или отцовского голоса он улыбается, оживляется, издает радостные возгласы. Но ребенок вполне может понять и строгий тон; движения его при этом замедляются, выражение лица становится серьезным, озабоченным.

Грубый, резкий разговор, скажем, при ссоре родителей возбуждает младенца, вызывает у него отрицательное эмоциональное состояние, плач, может нарушать сон и аппетит.
Правильно воспитываемый здоровый ребенок в 3—4 мес обычно способен издавать гортанные звуки, например ги-и, в возрасте 5 мес, как правило, он уже гулит— произносит длительные певучие звуки: а-а-а, а в полгода у него впервые появляется лепет — произношение отдельных слогов: ма, дя, ба и др. Воспитательная деятельность родителей по совершенствованию у малыша слухового анализатора и речевого слуха, постоянное общение с ним на фоне эмоционально-положительного состояния способствуют своевременному появлению гуления, лепета, а затем и возникновению речи во 2-м полугодии 1-го года жизни.

Из первых, как будто случайно произнесенных слогов складываются в скором времени первые слова. Велика на этом этапе становления речи роль родителей как воспитателей. Ведь дети лепечут те звуки, а затем повторяют те слова, которым их учат мать и отец, которые они слышат в семье. Речевое общение в этот период должно быть в еще большей степени направлено на обучение говорить. Одного только ласкового воркования любящей матери около своего дитя для развития речи уже недостаточно. Накормленному, находящемуся в радостном настроении 6-месячному ребенку мать должна произносить или напевать по слогам ма-ма-ма, ба-ба-ба и другие легковоспроизводимые короткие слова, состоящие из звонких согласных и сразу же следующих за ними гласных звуков. Надо добиваться, чтобы малыш прислушивался к слогам, как бы осмысливая их, для чего следует делать паузы, изменять интонации, повторять те же звуки, вновь и вновь обращая на себя его внимание. В процессе обучения произношению слов да и вообще речевого общения важно, чтобы ребенок видел движения губ, мимику лица говорящего. Довольно часто малыш начинает лепетать слоги не сразу, а спустя некоторое время после того, как он услышит их неоднократно из уст матери. Но вот, эффект обучения налицо, ближайшая цель достигнута. В этот период надо закрепить результат — повторять малышу те слоги, которые ему удалось пролепетать. Убедившись в устойчивости приобретенного умения, следует идти дальше…

Употребляя термин воспитание, обучение, занятия, мы надеемся, что родители не впадут в крайность и не начнут проводить поистине уроки, строгую муштру, скучные длительные словопроизношения. Ведь ученик-то — 5—6-месячный младенец! Занятия всегда должны проходить, как веселая игра, интересная забава, как естественный процесс общения с ребенком во время его бодрствования, а также кормления, ухода, прогулок и т. д.  
Читайте также:

  • Становление речи важный этап в развитии
  • Поем вместе!
  • Без слуха нет речи!
  • От гуления к слогам
  • От лепета к словам
  • Просмотрено: 252 раз 27 апреля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий