Реальное участие ребенка в жизни других людей

Особое место в воспитании эмоциональной отзывчивости детей занимает организация воспитателем реальной практики проявления заботы о других людях, участия в их жизни (выполнение посильных обяз

Реальное участие ребенка в жизни других людей
Особое место в воспитании эмоциональной отзывчивости детей занимает организация воспитателем реальной практики проявления заботы о других людях, участия в их жизни (выполнение посильных обязанностей, поручений, помощи, содействия и т.д.). В пределах одной возрастной группы такая практика весьма ограниченна. И если к тому же в семье нет других детей и нет пожилых людей, в судьбе которых необходимо принимать участие и о которых нужно постоянно заботиться, то все это делает реальную практику ребенка в деятельности, направленной на благополучие другого, минимальной.
 

Вместе с тем она необходима для того, чтобы ребенок, посильно включаясь в деятельность, действия, дела других людей, ощущал свой вклад, свою зависимость и свою причастность к жизни и судьбе этих людей.
 

Так, например, старшие дошкольники могут стать активными помощниками воспитателя в работе с детьми младших групп: в изготовлении пособий для занятий с малышами, в ремонте игрушек и книг, в отработке некоторых навыков по самообслуживанию.
 
Мотив «это нужно малышам Нашего сада, а сами изготовить они не могут» является действенным для дошкольников, он придает особый смысл деятельности — смысл общественной полезности собственного дела. Однако действенность социального мотива (изготовить для малышей), его понятность и доступность ребенку устанавливаются далеко не сразу и не для всех детей в одинаковой степени.
 

Приведенный ниже пример поведения детей старшей группы в неожиданной ситуации показывает, как по-разному воспринимается ими сам факт «работающего» малыша, его трудностей, его неудач.
 

В группе старших детей, гуляющих на площадке, появляется малыш Алеша трех лет, сопровождаемый няней, с игрушками в руках: в одной руке у него Карлсон, в другой — целлофановый пакет с деталями разборной кроватки. Пока няня беседует с воспитателем, Мальчик садится за стол, кладет в сторону Карлсона и начинает собирать из деталей кроватку. Но это для него трудное дело, он долго пытается соединить отдельные детали, видно, что «ему не хватает силы.
 


Как ведут себя дети старшей группы? Несколько детей подошли и внимательно рассматривают, чем занят малыш. Поглядев, некоторые тут же отошли совсем. Одна из девочек не выдержала и обратилась к воспитателю и няне: «Давайте я сделаю кроватку». Усевшись рядом с малышом; начала помогать ему. Другая встала рядом и советует: «Эту стеночку надо убрать, а эту заменить»,— не предпринимая никаких действий. Еще одна девочка подошла, погладила щеки Карлсона и отошла. Еще две девочки подошли, увидели Карлсона, взяли его и стали играть с ним, даже не оглядываясь в сторону малыша.
 

Таким образом, в целом только пятеро детей из всей группы зафиксировали трудную работу малыша и как-то на нее отреагировали. А остальные продолжали играть, гулять рядом, не удостаивая вниманием ни малыша, ни его работу. Интересно, что после его ухода из группы, когда воспитатель спросил тех детей, которые никак не откликнулись на приход малыша, не заметили ли они, кто приходил сегодня в их группу, многие ответили: «Не знаю, не помню».
 

Следовательно, воспитателю необходимо специально учить детей видеть и чувствовать рядом с собой другого ребенка, другого человека, присматриваться к нему, к его состоянию и поведению.

Развитие и воспитание дошкольников