Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи Цель: уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни птиц, помочь вспомнить некоторых перелетных птиц (грач, ласточка, скворец и др.), показать их (на картинках); рассказать, что первыми прилетают грачи; помочь понять, запомнить и выразительно читать стихотворение «Ласточка» А. Майкова.
Предварительная работа. Накануне занятия воспитатель рассматривает с детьми их рисунки на тему «Погода», выполненные в феврале и марте, помогает сделать вывод, какая погода характерна для этих месяцев.
Ход занятия
Занятие начинается с прослушивания грамзаписи «Голоса весеннего леса».
— Что вы слышали? — выключая проигрыватель, спрашивает педагог. (На все лады пели-щебетали птицы.) — Где и когда так поют-заливаются птицы? (В лесу весной, до появления птенцов.)
Осенью затихают птичьи голоса, потому что многие пернатые…
какое слово я сказала? …радующие нас своим пением, улетают в теплые края. Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети называют птиц, воспитатель последовательно выстав-ляет на мольберте картинки с изображениями грача, ласточки, скворца, журавля.
Обращается к детям:
— Почему же птицы покидают родные места? (Зимой не бу-дет для них пищи — мошек, личинок, гусениц, и пернатые погибнут от голода и холода.)
Как вы думаете, куда раньше приходит весна, в поле или в лес? Где быстрее тает снег и почему? (В поле снег тает быстрее, потому что место открытое и легко прогревается солнцем.)
Как только в поле появляются проталины, прилетают грачи — первые посланцы весны. Расскажите, как выглядит эта птица. Выслушав ответы детей, педагог цитирует: «Ходят важные, тугим крылом поблескивают, носом землю ковыряют, червяков да личинок из нее потаскивают. Люди рады грачам. Улыбаются, завидев их. «Здравствуйте,— говорят они птицам.— С прибытием вас!» (В. Бианки. «Синичкин календарь. Март».) Вслед за грача-ми скворцы прилетают, мчатся на родину ласточки. Замечатель-ный русский поэт Майков написал стихотворение, которое так и называется — «Ласточка».
Воспитатель читает стихотворение. Спрашивает: «Как вы думаете, почему, примчавшись, ласточка запела: Как, февраль, не злися, Как ты, март, не хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик — Все весною пахнет?
Вспомните, какая была погода в феврале. (Ветреная, были метели и поземки. Это злился февраль.) А в марте? (Шел то снег, то дождь, было и солнечно, и пасмурно. Хмурился март.) Но ласточка знала: «Будь хоть снег, хоть дождик — все весною пахнет». Что знала ласточка? (2—3 ответа.) Поэтому ласточка весело пела свою песенку».
Затем песню ласточки декламируют 2—3 ребенка поочередно. Педагог добивается выразительности исполнения.
Воспитатель дважды читает стихотворение целиком. При повторном чтении дети проговаривают текст вместе с нею (очень тихо). Далее следуют несколько самостоятельных выступлений.
Занятие заканчивается повторным прослушиванием грампластинки с записью птичьих голосов в весеннем лесу.
Читайте также:
Просмотрено: 109 раз 27 ноября 2010