Знакомство дошкольников с весенней и летней природой

Весной дети много наблюдают за изменениями в природе. С ними проводится несколько экскурсий: в парк, на водоем. Организуя поход к водоему, воспитатель ставит цель — уточнить представления де

Весной дети много наблюдают за изменениями в природе. С ними проводится несколько экскурсий: в парк, на водоем.
Организуя поход к водоему, воспитатель ставит цель — уточнить представления детей о весенних изменениях в природе, о том, что от весеннего солнечного тепла тает снег и лед на реках, прудах, начинается ледоход, о том, что в водоемах есть все необходимые условия (вода, грунт, растения) для жизни. Педагог рассказывает о водных обитателях (растениях, животных), об их жизни в водоемах зимой и весной.

В конце квартала проводится беседа, в которой воспитатель обобщает признаки весны: изменения в неживой природе и связанные с ними изменения в растительном и животном мире (стало теплее, тает снег, начинают набухать почки, появляются трава, ранние первоцветы: мать-и-мачеха, подснежник). Беседа проводится с использованием «Календаря наблюдений за весенними явлениями в природе».

Ознакомление с животным миром осуществляется на нескольких занятиях, на которых продолжается изучение тем, начатых в первом полугодии. Так, проводится беседа о лесных хищниках. Задача занятия состоит в том, чтобы познакомить детей с жизнью лисы, волка, медведя в весенне-летний период: чем питаются, где и как устраивают логово, как выращивают потомство. Материалом к занятию служат картины о животных, рассказ В. Бианки «Купание медвежат», загадки.

План занятия: 1. Беседа о том, как зимуют лесные хищники (вопросы к детям, пояснения педагога, обобщения). 2. Рассказ воспитателя о жизни зверей весной и летом. 3. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

На втором занятии, посвященном птицам, уточняются и обобщаются представления детей о перелетных птицах (грачах, скворцах, ласточках, жаворонках): чем и как они питаются, почему улетают на зиму, как весной возвращаются на родину и выводят птенцов. На занятии воспитатель использует картины из пособия С. А. Веретенниковой «Птицы»; стихотворения В. Жуковского «Жаворонок», А. Плещеева «Травка зеленеет…».

План занятия. 1. Знакомство с внешним видом птиц. 2. Места, где они обитают летом, зимой. 3. Питание птиц. 4. Почему птицы называются перелетными.

Несмотря на то что дети уже имеют обобщенное представление о домашних животных, их необходимо продолжать знакомить с новыми видами. С этой целью проводится занятие, зада ча которого познакомить детей с внешним обликом, образом жизни домашних водоплавающих — гуся и утки (чем питаются, как человек заботится о них, зачем разводит). Материалом к занятию могут служить картины «Гуси», «Утки», рассказ К. Ушинского «Курица и утята».

Специальное занятие посвящается ознакомлению с наземными обитателями уголка природы, например с черепахой. Дети узнают о ее жизни в природных условиях. Вопросы воспитателя закрепляют и уточняют представления, сформировавшиеся у детей в результате повседневных наблюдений за животным.

IV квартал (лето). В это время проводятся экскурсии (на водоем, луг, ферму, в поле, лес); дети наблюдают за трудом взрослых. Важно, чтобы педагог обращал внимание детей на заботу людей о сохранности живой природы (очистка водоемов, содержание их в чистоте, защита леса от пожаров, уход за домашними животными на фермах). Заботясь о расширении и более прочном усвоении дошкольниками знаний о растительном и животном мире, надо одновременно решать задачи нравственного, трудового воспитания, формировать любовь к природе, желание принимать участие вместе со взрослыми в ее охране.

Развитие и воспитание дошкольников