Когнитивное развитие дошкольника
У детей шестого года жизни развивается способность эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. В рисунке, лепке, аппликации они сознательно стремятся к выразительности образа. Сюжет в рисунке, аппликации получает более полное выражение. В декоративном рисовании умело подбирают цвета узоров, осваивают композиционные приемы расположения узора на различных формах.
Движения рук становятся более гибкими, свободными. Овладевая техническими приемами, дети усваивают, как надо держать кисточку, чтобы получилась ровная, сплошная линия, как держать ножницы. Они вырезают более сложные формы, лепят пальцами, а не всей ладонью руки. Повышается уровень оценки своих работ.
Ознакомление детей с изобразительным искусством. В старшей группе дети знакомятся с различными видами изобразительного искусства — живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством.
Образы произведений искусства помогают воспитывать у детей интерес и любовь к прекрасному, развивать эстетические чувства, творческое воображение.
Рассматривание произведений сопровождается беседой, вопросами к детям (в которых дается ориентировка как на содержание, так и на средства выражения); самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений, подчеркивающих выразительность того или иного образа.
Педагог может также задавать вопросы, направленные на сравнение двух произведений.
Например, на занятии по рассматриванию картины (репродукции) В. М. Васнецова «Аленушка» воспитатель рассказывает о том, что художник очень любил изображать сказочные сюжеты. Он показывает картину «Аленушка», спрашивает, какое настроение вызывает она. Обращает внимание на позу девочки, ее склоненную голову, печаль в глазах. Даже окружающая природа как бы грустит вместе с ней: склонились над девочкой ветки осинок, поникли листья камыша и осоки.
Знакомя детей с народными игрушками, воспитатель стремится вызвать у них эмоциональное отношение к образцу, учит видеть особенности элементов росписи, красоту цветочных сочетаний. Например, для занятия можно подобрать несколько дымковских игрушек (барыню, козлика, уточку), детально рассмотреть их с детьми, обратить внимание на белый фон игрушек, особенности элементов росписи (клетка, волнистая линия, пятно, точки); показать некоторые приемы дымковской росписи.
В групповой комнате или в зале устраиваются выставки произведений изобразительного искусства. С детьми проводятся экскурсии в музеи или на выставки для просмотра заранее намеченных, доступных пониманию произведений искусства. Воспитатель поощряет самостоятельное рассматривание, выслушивает рассказы детей.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 8 сентября 2011