Когнитивное развитие дошкольника Тематическое занятие. «Колобок»
Программное содержание. Учить детей передавать образ колобка графическим и пластическим способом, развивать сюжетно-игровой замысел.
Материал. Макет-рисунок, краска оранжевая, бумага (четверть альбомного листа), глина, дощечки.
Предварительная работа. Чтение сказки «Колобок». Рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия. Воспитатель ставит макет-рисунок избушки со ставенками (можно использовать тот же макет, который был на предыдущем занятии). На окошке лежит колобок. Педагог читает отрывок из сказки: «Покатился колобок в лес, ушел от бабушки и дедушки». Давайте нарисуем колобок или слепим его, положим на окошко, чтобы бабушка и дедушка обрадовались». Одни дети рисуют колобок (пятном, контуром), другие — лепят (раскатывают шарик). Затем воспитатель показывает в окошке колобок-рисунок и колобок-лепку. Спрашивает детей, какой колобок оставить на окошке (см. форзац в начале книги).
Рисование. «Рыбки плавают в водице»
Программное содержание. Развивать у детей сюжетно-игровой замысел, передавать формы линейным контуром, пятном.
Материал. Мольберт, бумага голубого цвета альбомного формата, краски (оранжевая, красная), кисти.
Предварительная работа. Слушание песни «Рыбка» М. Красева, рассматривание картинок, игры с водой.
Методика проведения занятия. Воспитатель поет песенку «Рыбка» М. Красева. Одновременно действует игрушкой (рыбка плывет). На мольберте показывает приемы рисования рыбки пятном, контуром во всех частях листа (рыбки плавают в водице). Дети рисуют на бумаге разными способами. Воспитатель учит малышей находить сходство рисунка с образом.
Лепка. «Тарелочка с яблоками»
Программное содержание. Учить лепить плоские и круглые формы, использовать умения, полученные ранее, развивать самостоятельность.
Материал. Глина, дощечки.
Предварительная работа. Игры с куклами, шариками, рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия. Учитывая уровень навыков, воспитатель дает детям простые и более сложные задания: одни лепят тарелочки, другие — яблоки. Если ребенок лепит и то, и другое, воспитатель поощряет его действия. В конце дети складывают яблоки на тарелочки, угощают ими кукол.
Рисование. «Вот картинки разные, синие и красные»
Программное содержание. Развивать у детей сюжетно-игровой замысел, желание и самостоятельность при выборе карандаша.
Материал. Готовые рисунки, бумага альбомного формата, цветные карандаши.
Предварительная работа. Рассматривание альбомов для раскрашивания, иллюстраций в книгах.
Методика проведения занятия. Воспитатель показывает детям 2—3 картинки с изображением знакомых предметов (цветы, солнышко, домик, бабочки, дождик, туча), нарисованных красным или синим фломастером. Предлагает детям самостоятельно выбрать карандаш и рисовать картинку синюю или красную. После этого рассматривает с детьми, что получилось. По просьбе педагога ребенок находит свою картинку.
Рисование красками. «Узор на платье кукле Кате»
Программное содержание. Учить детей ритмично наносить мазки на силуэт платья или лист бумаги, развивать чувство цвета.
Материал. Силуэты разных цветов, краски (желтая, синяя, зеленая, красная — на каждый стол по одному цвету), кисти.
Предварительная работа. Рассмотреть узоры на одежде. Игры с куклами.
Методика проведения занятия. Педагог создает у детей радостное настроение, желание украсить кукле Кате платье. Предлагает самостоятельно нарисовать колечки, пятнышки, мазки, полоски. Если малыши рисуют на листе, воспитатель дает им вырезанные силуэты платья, которые после рисования накладываются, получается нарядное платье.
Аппликация (без наклеивания). «Праздничные флажки»
Программное содержание. Создавать у детей радостное настроение, ритмично раскладывать флажки на фланелеграфе. Материал. Фланелеграф, силуэты флажков.
Предварительная работа. Чтение стихов и пение песни о флажке, празднике, рассматривание картинок.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям прочитать стихотворение про флажок. Раздает флажки, и дети маршируют с ними по группе. После этого силуэты флажков малыши располагают на фланелеграфе рядом, выше, ниже. В конце занятия дети любуются флажками, поют о празднике песенку.
Тематическое занятие. «Грибы»
Программное содержание. Учить детей передавать форму предмета пластическим и силуэтным способом, развивать сюжетно-игровой замысел.
Материал. Силуэты елок, фланелеграф, глина, силуэты грибов. Предварительная работа. Игры. Лепка в свободное от занятий время.
Методика проведения занятия. Воспитатель устанавливает на столе несколько картонных или деревянных елочек (лес). На фланелеграфе выкладывает 3—4 силуэта елочек. Предлагает детям посмотреть, какой получится лес: «Мы .в лесок пойдем, мы грибок найдем. А грибов нет. Их надо слепить из глины или сложить из бумаги». Одни дети, которые хорошо овладели приемами лепки (раскатыванием между ладонями, сплющиванием комка), лепят грибы. Другие располагают силуэты грибов на фланелеграфе. Вылепленные грибы ставят под елочки. Педагог спрашивает детей, в каком лесу лучше погулять, какие грибы им больше нравятся.
Рисование. «Веселый дождик»
Программное содержание. Учить детей ритмичными штрихами, линиями изображать сильный, слабый дождик, рисовать тучу, лужи на земле.
Материал. Бумага альбомного формата, карандаши (синего, зеленого, голубого, черного, желтого цвета).
Предварительная работа. Наблюдение дождя. Рисование на земле. Рассматривание иллюстраций в альбомах для раскрашивания.
Методика проведения занятия. Воспитатель поет народную песенку «Дождик»:
Дождик, дождик, веселей Брызни в поле пуще:
Капай, капай, не жалей! Станет травка гуще!
Под пение песни предлагает детям вначале нарисовать большую тучу, а затем показать штрихами, какой идет дождь: сильный или слабый. В процессе занятия произносит: «Кап-кап-кап».
Дети рисуют, самостоятельно располагают тучу в верхней части листа. «Сильный дождь вот уже кончается, скоро солнышко выйдет,— говорит воспитатель.— После дождя на земле лужи, травка зеленая растет». Малыши рисуют в нижней части листа лужи, травку. После этого дети вместе с воспитателем рассматривают рисунки, подпевают воспитателю песенку «Дождик».
Рисование. «Солнышко, цветы растут, жучки в траве»
Программное содержание. Развивать у детей замысел, подводить к передаче композиции, изображать знакомые формы.
Материал. Мольберты, 3—4 листа бумаги (60X80 см), краски (оранжевая, желтая, зеленая, красная, черная).
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций травы, цветов. Наблюдение на прогулке за жучками.
Методика проведения занятия. Воспитатель поет с детьми песенку или читает стихи о весне, солнышке, просит малышей самостоятельно прочитать стихи. Обращает внимание на большие листы бумаги, где нет солнца, цветов, травы. Предлагает детям их нарисовать, напоминая, что трава густая, а в траве цветы и жучки. Педагог помогает тем, кто боится приступить к рисованию. В конце занятия малыши рассматривают свои рисунки, узнают, где что нарисовано.
Лепка. «Что мы научились лепить?»
Программное содержание. Развивать у детей замысел, учить самостоятельно лепить простейшие формы, узнавать в них изображение знакомых предметов, персонажей.
Материал. Глина, дощечки.
Предварительная работа. Игры. Рассматривание иллюстраций, альбомов для раскрашивания, игрушек.
Методика проведения занятия. Спросить детей, что они умеют лепить. Если малыши затрудняются назвать, напомнить, какие предметы они лепили в течение года. Педагог по мере необходимости показывает отдельным детям приемы лепки. Затем готовые работы рассматривают, воспитатель помогает найти сходство с предметами.
Примечание. Дети могут слепить просто шарики. Воспитатель дает небольшую палочку на подставке, ее вставляет в шарик и прикрепляет сделанную из бумаги юбочку — получилась матрешка (см. цветные рисунки).
Рисование. «Вот как мы умеем рисовать!»
Программное содержание. Развивать у детей воображение, учить самостоятельно выполнять рисунок.
Материал. Бумага тонированная альбомного формата, краски, кисти.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, альбомов для раскрашивания.
Методика проведения занятия. Воспитатель дает детям бумагу тонированную (пастельных тонов), предлагает сказать, что они умеют рисовать. Каждый рисует на своем листе. Воспитатель помогает тем, кто нуждается. Готовые рисунки рассматривают на стенде. Воспитатель предлагает детям сказать, на что похожи очертания пятен.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 12 января 2011