Когнитивное развитие дошкольника Организуя жизнь детей в группе, воспитатель сталкивается с разными характерами, с разным эмоциональным и социальным опытом, полученным ими в семьях.
Особенно трудной становится работа воспитателя при появлении в группе детей с резко выраженными особенностями в поведении: шумных, крикливых, склонных к ссорам, детей с рассеянным вниманием; заторможенных, пассивных, как бы ничем не интересующихся; ребят, избегающих своих сверстников и совместных с ними дел. Такие случаи требуют особого внимания и индивидуального подхода.
Опытный взгляд воспитателя, принимающего утром детей, отмечает: вот этот ребенок избалован излишней опекой — не желает сам переодеваться, ждет помощи, капризничает; этот — подавлен, «зажат» чрезмерно строгой матерью. В ее присутствии он испуганно вскидывает на нее глаза, совершив небольшую оплошность. А вот эта девочка, как всегда, спокойно и весело начинает свой день, простившись на пороге с родителями.
При внимательном отношении к детям с отклонениями в поведении можно заметить, что немалую роль в возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребенка, которое может возникнуть в разных случаях, например при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определенной пище или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду. Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Острота и длительность этих переживаний свидетельствуют об особой значимости для ребенка-дошкольника благополучных взаимоотношений со сверстниками.
Невозможность достигнуть желаемых отношений делает для ребенка их еще более привлекательными и усугубляет его переживания, за которыми, по словам известного советского психолога Л. И. Божович, «лежит мир потребностей ребенка — его стремлений, желаний, намерений в их сложном переплетении между собой и в их соотношении с возможностями их удовлетворения».
Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорбленного самолюбия. В одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно — в речи, мимике, позе, движениях. Но могут проявиться иначе: в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям. В таких случаях мотивы и эмоции ребенка, побуждающие его поступать определенным образом, не всегда легко выявить, и это может стать причиной неправильного и поверхностного суждения о причинах тех или иных поступков детей. Так, бывает, что детей, отстраняющихся от общих дел, некоторые воспитатели считают равнодушными, тихих, не мешающих им детей считают благополучными и т. п., но при этом они не пытаются «расшифровать» поведение ребенка и часто просто оставляют его в покое.
Воспитатель, который предполагает провести игру или занятие, но плохо разбирается в особенностях эмоционального развития малышей, поневоле встает на формальный путь и требует от них лишь безоговорочного послушания, тогда как, управляя развитием чувств детей, он сможет добиться гораздо больших успехов в их воспитании.
Читайте также:
Просмотрено: 327 раз 15 июля 2010