Дети старшей группы под руководством педагога начинают овладевать элементарными действиями контроля и оценки собственной деятельности. В предшествующих группах детского сада дети уже практически овладевали этими умениями. Для точного воспроизведения образца, данного воспитателем в любой форме (наглядной, словесной), необходимо сравнивать с ним то, что получается в результате собственной деятельности. Так у детей формируется осознание необходимости сравнения результатов выполняемого задания с тем, что требовал педагог.
На первых порах обучать контролю и оценке следует при овладении детьми продуктивной деятельностью, в которой ребенку легче увидеть собственный результат, сравнить его с образцом и в случае несоответствия устранить допущенные ошибки. Вначале задачу контроля должен взять на себя воспитатель, который сравнивает конечный результат деятельности детей с образцом. Дети осуществляют контроль и оценку после выполнения задания. Затем воспитатель может обучать их умению осуществлять контрольно-оценочные действия самостоятельно. Прежде чем формировать у детей умение сравнивать результаты своей деятельности (конструкцию, рисунок, аппликацию) с образцом, необходимо чтобы они достаточно хорошо овладели этой деятельностью. Нужно учитывать, что дети этого возраста не могут выполнять одновременно несколько заданий.
Вначале педагог определяет последовательность выполнения задания, при которой дети сравнивают результаты своей работы с образцом. Например, дети овладели способами соединения деталей конструктора и начинают делать перекрытия. На занятии они строят мост на высоких опорах по образцу. Воспитатель предлагает посмотреть, такой ли мост они построили, как в образце: такой ли высоты опоры, столько ли установлено для них брусков, так ли сделана проезжая часть, те ли пластины взяты (по длине, ширине, количеству), такого ли цвета отобраны для моста строительные детали.
После овладения навыками последовательного сопоставления своей работы с заданным образцом, можно приступить к обучению детей умению исправлять неточности в работе. Для этого нужно учить детей устанавливать причины несхожести своей работы с образцом. Вначале воспитатель должен помочь детям увидеть эти причины и наметить пути их устранения. Так, если многие дети нарисовали грушу, похожую на яблоко, воспитатель показывает, как нужно нарисовать верхнюю часть груши, после чего дети еще раз рисуют ее. При исправлении неточностей в величине, пространственном расположении предмета на листе можно вначале наметить точками нужное место его расположения, а затем только приступать к изображению.
Чтобы дети не теряли интереса к повторному выполнению задания, необходимо объяснить и его необходимость. Например, надо точно передать форму, величину и цвет овощей (тогда дети из Грузии, куда пошлют эти рисунки, будут знать, какие овощи растут у нас).
Когда дети овладели умением сравнивать свою работу с образцом и исправлять допущенные ошибки, можно приступить к формированию умения осуществлять поэтапный контроль в процессе выполнения задания. Например, на занятии дети строят двухэтажный дом по образцу. Воспитатель учит их способу соединения деталей и построению перекрытий. Трудность заключается в расстановке деталей на таком расстоянии, чтобы их было можно перекрыть отобранными пластинами. Воспитатель показывает способ работы: вначале положить пластину и на нее по краям поставить кирпичи, после чего снять их и установить на таком же расстоянии у края пластины, а затем положить на них пластины. Таким образом строится первый этаж. Воспитатель предлагает детям построить вначале первый этаж дома и сравнить его с образцом (правильно ли взяты кирпичи по форме, величине, цвету, количеству, так ли установлено перекрытие), исправить неточности и после этого приступить к сооружению второго этажа. Закончив работу, проверить, так ли построен второй этаж и дом в целом. В конце занятия подобрать те дома, которые соответствуют образцу, и оставить их для сооружения улицы.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011