Развертывание перед ребенком взаимно исключающих линий поведения

Приводит к тому, что прежнее, стереотипное его поведение (отсутствие эмоциональной отзывчивости) вдруг перестает удовлетворять ребенка. Возникает сомнение в безупречности прежнего отношения;

Когнитивное развитие дошкольника Развертывание перед ребенком взаимно исключающих линий поведения Приводит к тому, что прежнее, стереотипное его поведение (отсутствие эмоциональной отзывчивости) вдруг перестает удовлетворять ребенка. Возникает сомнение в безупречности прежнего отношения; начинается активная ориентировка в ситуации, и как результат — меняется прежнее решение.

Появление пауз, затруднений, мучительных колебаний, необходимости проговорить вслух последствия выбора можно рассматривать как симптом перестройки поведения, как первое следствие тщательной работы по раскрытию нравственного смысла ситуации.

Второе следствие состоит в том, что дети получают возможность на примере конкретных альтернативных действий прийти к пониманию того, что стоит за этими конкретными действиями, а именно к пониманию обобщенных норм, образцов поведения (чем плохой поступок отличается от хорошего, добро от зла, справедливость от несправедливости). Они приходят к употреблению понятий «хорошо» и «плохо» аналитическим путем, опираясь на конкретные действия в отношении сверстника, а не наоборот (как это часто бывает в практике, когда эталоны поведения даются детям без опоры и без связи с конкретными проявлениями поведения).

Эталоны нравственного и безнравственного
— обобщение проявлений поведения в самых разнообразных конкретных ситуациях; они существуют уже в свернутой форме, но для ребенка они должны быть итогом его определенной познавательно-эмоциональной работы.

Вести к ним следует от анализа ясных, развернутых ситуаций, расстановки в них действующих сил, раскрытия возможных последствий и т. д.

Систематизация опыта детских переживаний.
В плане приобретения ребенком опыта решения социально-нравственных задач одно из важных звеньев — воспитание способности переживать за другого человека.

Эмоциональная жизнь ребенка
многогранна и сложна. Психологи, к примеру, выделяют несколько классов эмоций и несколько уровней, на которых они проявляются. Развитие того или иного класса эмоций требует представлений о целостной структуре эмоционального опыта и специфике изменения ее отдельных компонентов.

Для того чтобы у ребенка воспитывать высшие, социальные эмоции (сопереживание, сочувствие), необходимо знать особенности и других проявлений его эмоциональной чувствительности. Воспитателю очень важно понимать, умеет ли ребенок переживать свое горе, неудачу, потерю, неуспех и как он их переживает; может ли он порадоваться удаче, успеху, приятной минуте, интересной игрушке, веселому развлечению; как ребенок страдает, когда ему плохо, и как он радуется, когда ему хорошо.  
Читайте также:

  • Постановка воспитателем социально-нравственных задач
  • Эмоциональность ребенка, как особенность нравстенного поведения
  • Решение детьми социально-нравственных, смысловых задач
  • Организация деятельности детей и руководство ею при воспитании эмоционально …
  • Рекомендации по вопросам влияния художественной литературы на развитие детс …
  • Просмотрено: 228 раз 10 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий