Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи Цель: обучать детей пересказывать произведение по частям; привлечь их внимание к иллюстрациям.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям рассказать о том, какие рисунки к сказкам Корнея Ивановича Чуковского им особенно запомнились. Вызывает для ответа тех детей, которые, рассматривая рисунки самостоятельно, сумели заметить и рассказать педагогу много интересного. Например, то, что доктор Айболит в одноименной книге, иллюстрированной художником В. Чижовым (М., Малыш, 1977), мал ростом. Это особенно заметно на том рисунке, где он изображен рядом с обступившими его тиграми. Звери такие громадные, что, стоя на большом валуне, Айболит едва достает до головы тигра, находящегося совсем близко. Вокруг джунгли, нарисованные в черных, темно-синих и серо-зеленых тонах. И только крохотный человек — яркое белое пятно на темном и полосатом фоне. Глядя на этот рисунок, сразу понимаешь, что Айболит — бесстрашный человек.
Подобный разговор нужен, чтобы привлечь внимание детей к книжной иллюстрации, сделать самостоятельное рассматривание рисунков художников более целенаправленным, творческим.
Далее воспитатель сообщает детям, что прочтет знакомую им сказку «Умей обождать» замечательного русского педагога К. Д. Ушинского. Просит припомнить, о чем рассказывается в сказке, о чем предупреждает автор читателей.
После чтения сказки педагог задает вопросы по ее содержанию:
— Как кричал петушок, наклевавшись зеленехонькой смородины? (Хоровой и 2—3 индивидуальных ответа.)
Что еще натворил петушок, и чем это кончилось?
Что говорила петушку сестричка, не разрешая кататься на коньках? (Хоровой ответ и 2 индивидуальных повторения.)
Далее педагог предлагает детям объяснить смысл фразы «Умей обождать». После чего следует повторное чтение сказки (с установкой на пересказ).
Прежде чем приступить к пересказу, воспитатель спрашивает, сколько раз петушок не послушался сестры. Вызывает для пересказа троих детей.
Предупреждает, что каждый будет рассказывать об одном эпизоде из трех.
После пересказа педагог интересуется, понравилось ли детям пересказывать втроем. Спрашивает у остальных ребят, интересно ли им было слушать.
Педагог вызывает очередных рассказчиков. Просит остальных внимательно послушать и решить, кто рассказывал особенно интересно и выразительно.
После оценочных высказываний детей педагог хвалит двух других рассказчиков. Одного за то, что рассказывал подробно, ничего не забыл, не перепутал,
другого за то, что использовал при пересказе свои интересные слова (эти слова следует записать, чтобы повторить при анализе) и т. д.
В заключение воспитатель задает вопрос, чему дети научились на сегодняшнем занятии (пересказывать сказку по частям).
Читайте также:
Просмотрено: 135 раз 24 ноября 2010