Когнитивное развитие дошкольника При наличии других воздействий взрослого, должны привести к тому, что отношения к другому человеку станут предметом внимания и осознания ребенка. Он научится выделять их среди других предметов, явлений действительности. Наконец, ребенок начинает осознавать отношения между людьми самостоятельно, без помощи взрослого. Ставя и решая задачи, он получает новый стимул к личностному совершенствованию.
Одним из исходных моментов организации практики детей по решению такого рода задач является создание в практической деятельности собственно материальных условий для реального взаимодействия ребенка со сверстником. Деятельность детей может протекать без взаимодействия вообще, а если оно имеет место, то побуждает детей к установлению взаимоотношений разного типа и разной социальной значимости.
В зависимости от содержания стоящих перед воспитателем целей (например, научить действию или научить отношению) он может изменять условия деятельности детей и тем самым изменять тип их взаимодействия.
Одним из таких условий для взаимодействия детей является специфическая материальная оснащенность детской деятельности, например наличие общего для нескольких детей инструмента (ножниц, кисточки), материала (бумаги, клея) или заготовки, единого фона для деятельности (панно для узора или одного большого листа картона для выполнения работы двумя или более детьми).
В известной мере такое оснащение деятельности представляет собой созданное искусственным образом затруднение. Но оно, как правило, приводит к необходимости обращаться друг к другу, установлено-ценностное миропонимание. Оно выражается в возможности ребенка увидеть рядом с собою другого (прежде всего сверстника), усмотреть в определенных действиях поступок, дать ему объяснение с точки зрения общественных норм и правил, самому почувствовать переживания другого или же сопоставить разные проявления в поведении как ценностные, выделить и предпочесть среди них самые значимые в социально-нравственном смысле (с точки зрения человечности, гуманности, отзывчивости), т.е. ребенок должен научиться социальной ориентации.
Например, двум детям дается один лист большого формата, на котором нарисованы черно-белые рисунки. Они должны, распределив между собой конкретные рисунки, раскрасить их цветными карандашами. Подобные задания предлагаются детям трех и шести лет, выполняющим работу парами. Какой же выход они находят?
Дети трех лет не обнаруживают положительных эмоций по поводу того, что они будут работать вместе. Это — или безразличное отношение, или отрицательное: проявляют недовольство, жалуются взрослому. Такого рода реакции возникают в связи с тем, что дети еще не умеют делить «поле» деятельности и средства, которыми она осуществляется. Взаимоотношений в этой деятельности фактически нет. Это, скорее, не взаимоотношения, а некоторые приемы воздействия одного ребенка на другого, активно утвердившие себя в его опыте. Они, как правило, сводятся к тому, чтобы либо завладеть предметами и средствами деятельности, по крайней мере их большей частью, либо подчинить партнера собственной инициативе в работе, навязав ему свою логику действий с предметами, т. е. совершенно не учитываются ни особенности деятельности, ни состояние сверстника.
Из примера видно, что чрезвычайно выраженными проявлениями во взаимоотношениях детей являются: иронически покровительственное и отрицательное отношение к партнеру, недовольство, упреки, критика в адрес другого, чрезмерная обидчивость. Количество таких отрицательных эмоциональных проявлений у всех участвующих в данной работе детей суммарно достаточно велико. А вызвала все эти проявления взаимоотношений детей объективно заданная форма их взаимодействия.
Читайте также:
Просмотрено: 289 раз 10 июля 2010