Ознакомление детей с природой » Весна и дети Содержание программы. В программе предусматривается накопление детьми конкретных представлений о характерных весенних явлениях природы (потепление, таяние снега и льда, появление перелетных птиц, травы, листьев на деревьях, жуков, бабочек, птиц, лягушек); установление связи между некоторыми из них (например, солнце греет сильнее, тепло; снег тает ― текут ручьи).
Детей приучают наблюдать за повадками птиц, сеять семена растений и ухаживать за всходами; обращать внимание на красоту весенней природы.
Ознакомление с явлениями в неживой природе. Ранней весной воспитатель обходит с детьми земельный участок, обращая внимание на происходящие в природе изменения. «Смотрите, дети,― говорит он,― раньше здесь было много снега, а сейчас совсем мало. Куда же он девался?» В средней группе благодаря накопленному опыту дети могут установить такую связь: «Растаял, потому что солнце греет сильнее» или «Растаял от солнца».
Воспитатель предлагает послушать, как звенит капель, журчат ручьи, потом спрашивает! «Откуда появились ручьи? Быстро или медленно они текут?»
Закончить экскурсию можно игрой. Дети пустят в ручьи лодочки, сделанные из бумаги, коры, спичечных коробок, и понаблюдают, куда и как они плывут, какие из них движутся быстрее.
На ежедневных прогулках воспитатель обращает внимание на облака и цвет неба.
Ознакомление с явлениями в живой природе. С началом весны надо обращать внимание на появление новых перелетных птиц (грачей, скворцов, ласточек и др.). На участке нужно повесить скворечник или синичник в присутствии детей и вместе с ними наблюдать, когда прилетит скворец, как он входит в свой домик-скворечник, как сидит около него на дереве; послушать песий скворцов, синиц, проследить за их полетом. Параллельно организуют наблюдение за повадками воробьев ― купанием в лужах, драках, весенним чириканьем.
Внимание детей привлекают к появлению на участке травы и развитию на деревьях и кустарниках листьев.
В конце весны совершают небольшие экскурсии в ближайший лес, парк, поле и луг. Здесь дети видят разные растения, бабочек и жуков. На ежедневных прогулках или небольших экскурсиях воспитатель предлагает проследить, что делают бабочки крыльями, когда они летают и когда садятся на цветы.
На одной из экскурсий дети находят жуков (божьих коровок), кладут их на ладонь брюшком вверх и рассматривают у них маленькую головку, усики и ножки; затем наблюдают, как жук ползает, как приподнимает и развертывает свои крылья перед полетом.
Воспитание трудовых навыков. Детей учат сажать луковицы в грядку и сеять крупные семена редиса, гороха. При посадке луковиц воспитатель ставит детей с двух сторон грядки, дает слегка проросшие луковицы и предлагает рассмотреть их и найти росток. Затем он показывает и рассказывает, как надо сажать, обращая внимание на то, что росток и часть луковицы около него нельзя засыпать землей. После этого дети сажают луковицы в приготовленные заранее углубления на грядке. Воспитатель вместе с ними поливает грядку.
При посеве крупных семян занятие начинают с того, что показывают семена и картинку растения, которое из них вырастет. Затем предлагают взять семена и положить их в приготовленные заранее на бороздке ямки. Воспитатель засыпает семена землей и поливает грядку или клумбу, привлекая к этой работе кого-нибудь из детей и показывая остальным, как надо держать лейку. Когда земля будет полита, воспитатель говорит: «Вот мы и посеяли семена. Теперь вы должны по очереди поливать грядки и смотреть, как будут расти растения».
Под руководством воспитателя дети отмечают появление цветков и новых листьев у высаженных на клумбы растении и тем вовлекаются в уход за ними и наблюдения над их развитием.
Читайте также:
Просмотрено: 2161 раз 3 марта 2010