Содержание программы. Вести систематические наблюдения за весенними явлениями неживой и живой природы (увеличение дня, погода, изменение снега, появление ручьев, сосулек, капели, набухание почек, появление листьев, цветение деревьев, прилет птиц, гнездование их, высиживание птенцов). Фиксировать некоторые явления в календаре природы. Подводить детей к установлению последовательности в наступлении изменений в природе и взаимосвязи их. Обобщать накопленные представления.
Детей знакомят с трудом людей по выращиванию растений в полях, садах, парках и уходом за ними. Организуют труд детей на земельном участке по подготовке земли к посеву (перекопка, рыхление, поделка гряд и клумб), посеву семян.
Проводится черенкование комнатных растений. Дети участвуют в их пересадке; учатся различать части растений: корень, стебель, почка, лист, цветок, семя; ухаживают за растениями и наблюдают за ростом и развитием их. При этом устанавливают связи между приемами ухода за растениями и животными и их хорошим состоянием.
Ознакомление с явлениями в неживой природе. На прогулках в начале весны обращают внимание на положение солнца в полдень (как высоко оно поднимается), прослеживают, где и когда оно заходит; устанавливают, как увеличивается день; отмечают потепление, изменение снега, появление проталин и их. места, капели, сосулек. Выходя на прогулку, определяют погоду и решают, что можно делать на участке, какие игрушки брать с собой. Этим фиксируется внимание детей на зависимость игр и труда от погоды.
Следует предложить детям сделать запруду на ручье и понаблюдать, как вода будет ее размывать. Можно укрепить поперек ручья самодельное колесо или поставить игрушечную водяную мельницу. Наблюдая за движением воды и колес, дети получают представление о простейших физических явлениях.
В середине весны нужно показать детям, если есть поблизости, реку или озеро перед вскрытием льда и во время ледохода. На первой экскурсии дети отвечают на вопросы: чем покрыта река (пруд, озеро) зимой? Какой был лед зимой? Обращают внимание на то, что с берега в реку (озеро, пруд) стекают весенние ручьи, лед стал грязным, поверх его появились мутные лужи. На второй экскурсии наблюдают ледоход, а на третьей ― половодье. Для закрепления полученных впечатлений можно прочитать отрывок «Ледоход на Белой» из произведения С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», стихотворение Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».
Ознакомление с явлениями в живой природе. В начале весны воспитатель вместе с детьми вывешивает скворечник и предлагает желающим проследить, когда и какие птицы в нем поселятся. Следует понаблюдать за вылетом птиц из гнездовья, полетом их и возвращением в него.
Некоторым детям поручают наблюдения за появлением насекомых, за деревьями (набухание почек, развитие листьев и цветов), за травянистыми растениями, например одуванчиком (появление всходов, листьев, цветов, плодов, открывание, закрывание корзинок цветов).
Весной вместе с детьми осматривают деревья и кусты на участке, поврежденные ветки в их присутствии удаляют. При этом обращают внимание на появление гусениц на деревьях, объясняют, откуда появились гусеницы на ветках; отмечают появление комаров и других насекомых и подводят детей к образованию связи: тепло ― ожили насекомые. При проведении Дня птиц детям объясняют роль птиц в охране деревьев от насекомых-вредителей.
Обязательно надо отметить прилет грачей, провести экскурсию к грачевнику, понаблюдать за повадками грачей, устройством ими гнезд. Если близко от детского сада нет грачевника, проводят беседу, на которой рассматривают картину В. Саврасова «Грачи прилетели».
Прогулка в лес (парк; примерный план)
Цель: послушать пение птиц, посмотреть весенние цветы и деревья с появившимися на них листьями.
По дороге в лес (парк) надо обратить внимание детей на небо, выяснить, какого оно цвета, есть ли на нем облака и тучи.
По приходе на место воспитатель говорит: «Посмотрите, дети, что произошло с деревьями?» («Из почек появились листочки, деревья зазеленели».)
Показывая на вяз, тополь или клен, он предлагает детям: «Найдите дерево с такими же цветками». Дети должны показать дерево и назвать его.
Внимание детей привлекают к земле, которая покрыта молодой, зеленой, свежей травой. «Давайте,― говорит воспитатель,― посидим здесь и послушаем, как кукушка кукует, как поют птицы!»
Когда дети отдохнут, воспитатель предлагает поискать цветы. На опушке леса, среди кустов можно найти ветреницу ― у нее разрезные листья и белые нежные цветы. Там же растут хохлатка с лиловыми и гусиный лук с желтыми цветками, медуница, у которой на одном и том же стебле цветки разного цвета (розовые, синие, фиолетовые, голубые). Воспитатель называет встречающиеся растения, предлагает детям рассмотреть их, понюхать у них цветки, сказать, какого они цвета, формы.
За некоторыми растениями воспитатель ведет с детьми в дальнейшем длительные наблюдения, например: за изменением окраски цветков у медуницы, за изменением положения цветков и листьев в течение дня или перед дождем (мать-и-мачеха, гусиный лук, ветреница, кислица, одуванчик, клевер, вьюнок, колокольчик, цикорий и др.).
Перед экскурсией на луг можно прочитать рассказ М. Пришвина «Золотой луг». В нем описывается изменение цвета луга в разное время дня в связи с открыванием и закрыванием цветков одуванчика. Чтение этого рассказа повышает интерес к наблюдению за одуванчиком.
После проведения наблюдения на лугу дети с интересом прослушают сказку Н. Павловой «В живой комнатке». В сказке описывается, как жучок, который попал в желтый цветок, не мог выбраться оттуда до утра. После чтения можно задать вопросы: на какой цветок сел жучок? Почему жучок не мог выбраться до утра? После этого хорошо провести рисование на тему «Одуванчики на лугу».
В конце весны проводится беседа о ней, которая строится так же, как и беседа об осени.
Ознакомление с выращиванием растений. Для ознакомления детей с выращиванием растений проводятся экскурсии к месту посадки деревьев. Во время экскурсии им показывают в парке, на улице или в сквере весеннюю посадку деревьев, рассказывают, для чего их сажают, обращают внимание на необходимость бережного обращения с саженцами.
Очень полезно привлечь детей к посадкам деревьев на земельном участке детского сада. Они могут поддерживать во время посадки ствол деревца, подсыпать землю в лунки, поливать посаженные растения. Надо показать, как следует ухаживать за деревьями (обрезка веток, обмазка известью стволов, борьба с вредителями).
Во время цветения плодовых деревьев проводят э к с курсию во фруктовый сад. Обращают внимание на красоту цветущего сада, Можно вспомнить несколько строк из стихотворения Н. Некрасова «Зеленый Шум» или «Как молоком облитые стоят сады вишневые…».
Надо показать детям, как цветут деревья. Сначала можно остановиться около яблони. Ветки у нее раскинулись в разные стороны, одну из них следует осторожно наклонить, чтобы рассмотреть бутоны и понюхать бледно-розовые цветки. Затем надо таким же образом ознакомить детей с грушей (ветки тянутся кверху, цветки белые, сидят кучками) и вишней (ниже яблони и груши, ветки тонкие, цветки меньше, чем у рассмотренных деревьев). Следует напомнить, что все эти деревья посадили люди; они заботятся о саде, ухаживают за ним.
Воспитание трудовых навыков. Большое значение в воспитании трудовых навыков у детей имеет выращивание растений из черенков и семян.
Посадка черенков
(примерный конспект занятия)
Программный материал. Различать и называть 2―3 вида комнатных растений, правильно показывать их части ― стебель, лист, цветок, уметь посадить черенок комнатного растения.
Оборудование: горшки (или бумажные стаканы) по числу детей (или одни на двоих), ящики с землей и песком:, палочки, черенки, несколько комнатных растений (традесканция, бегония вечноцветущая, герань), от которых будут взяты черенки.
Ход занятия. Воспитатель спрашивает, как называются части растения (показывает лист и стебель герани), предлагает нескольким детям показать эти части на других приготовленных растениях и затем говорит! «Если от этих растений взять веточки ― черенки, посадить их в землю и поливать, то из них вырастут такие же растения, как те, от которых они взяты. (Срезают черенки.) Вот черенок бегонии вечноцветущей, вот черенок герани. (Показывает.) Мы сейчас посадим эти черенки, и вы будете за ними ухаживать. Посмотрите, как нужно правильно сажать черенок. (Показывает.)
Теперь дежурные раздадут вам горшки с землей и черенки. Сосчитайте, сколько листочков на вашем черенке. Когда на нем после посадки появится новый листок, то это будет означать, что растение принялось и растет. Помните, что посаженные черенки надо каждый день поливать».
После этих указаний каждый ребенок самостоятельно сажает черенок, а воспитатель проверяет правильность его работы.
Вместе со взрослыми дети подготавливают свой огород к посеву: перекапывают землю, делают грядки, сеют семена, высаживают рассаду.
Посев семян на земельном участке проводится так же, как и в старшей группе, только бороздки на земле дети делают сами.
Посев цветочных семян (примерный конспект занятия)
Программный материал. Различать по форме и величине семена настурции, ноготков и бархатцев; уметь правильно сеять их.
Обогащение словаря новыми словами: бороздка, рассада.
Оборудование занятия: земля, ящики, совочки, лейки, семена настурции, ноготков и бархатцев, палочки-мерки, вода, тряпочки.
Ход занятия. Сообщаю детям, что сегодня будем сеять цветочные семена; из них вырастет рассада, которую высадим потом в клумбы на участке.
Предлагаю сначала рассмотреть семена настурции. Определяем их величину в форму (большие, круглые, с бороздками). При рассматривании семян
ноготков спрашиваю, на что они похожи. Если дети не смогут определить, подскажу, что они маленькие, черненькие, тоненькие и на конце имеют кисточки.
Обращаюсь к детям: «Прежде всего нужно насыпать совочками землю в ящики до полоски. (Показываю ее на ящике.) По насыпанной земле надо провести бороздки. Они должны быть на одинаковом расстоянии друг от друга. Для этого я приготовила палочку-мерку, которой вы будете отмерять расстояние между бороздками. Глубина их должна быть в половину этой палочки.. Семена кладите в бороздку по одному на расстоянии, равном палочке-мерке, и засыпайте землей.из совочка. Когда все семена посеете, полейте землю водой из леек». Все объяснения сопровождаю показом. «Повтори, Боря, как ты сделаешь бороздки для посева, на какую глубину, на каком расстоянии ты будешь класть одно семя от другого». Спрашиваю о том же 3―4 детей.
В процессе работы помогу затрудняющимся детям. Когда они закончат работу, раздам этикетки с рисунками цветов. Предложу детям расставить этикетки в ящиках, расскажу, как нужно ухаживать за посевами, чтобы выросли хорошие растения.
В один из пасмурных дней середины весны проводят с детьми высадку рассады. Если она будет посажена в солнечный день, ее надо прикрыть бумажными колпаками. Поверхность земли между растениями следует засыпать торфом (перегноем или сухой землей) на 1―2 см, что предохраняет их корни от пересыхания.
Высадка рассады анютиных глазок (примерный конспект занятия)
Программный материал. Закрепление представлений о частях растений. Посадка рассады.
Обогащение словаря: рассада, бутон, обжимать.
Подготовка занятия. Занятие проходит в цветнике. Около края клумб (рабаток) сделаю бороздки и протяну шнур, на котором завязаны узелки или привязаны тесемки на расстоянии 10―15 см. Бороздки разделю чертами (палочками) на участки по числу детей. Приготовлю совочки по числу детей, 2 лейки, ведро с водой, рассаду из расчета 2―3 кустика на каждого ребенка.
Ход занятия. Предложу детям стать около клумбы (вдоль рабатки) лицом к ней и скажу: «Дети, сегодня мы будем сажать рассаду анютиных глазок в клумбу. (Покажу рассаду.) Скажите, как называется эта часть растения. (Покажу ласт.) Л как называется эта часть? (Покажу корень.) Как называется эта часть?. (Покажу бутон.) Рассаду мы посадим в клумбу, будем поливать и рыхлить землю, наблюдать за ростом растения. Сейчас я вам покажу и расскажу, как надо сажать рассаду. Сделаю совочком ямку, осторожно налью в нее воду; как только она впитается, возьму в левую руку рассаду за листья и положу ее в ямку так, чтобы корешки не помялись, не загнулись . кверху. Держа рассаду немного навесу, правой рукой засыплю ямку. Потом, обеими руками обожму землю вокруг растения и сделаю небольшую лунку, чтобы вода лучше задерживалась при поливке».
Предложу одному из детей рассказать, как надо сажать рассаду, а другому―посадить ее. После этого скажу: «Посмотрите теперь на клумбу (рабатку). Каждому из вас я отметила чертой (или палочкой) участок, на котором вы будете сажать рассаду в бороздку против узелков (или тесемок) на шнурке».
В процессе работы буду следить за правильностью посадки. Когда всю рассаду посадят, предложу дежурным полить клумбы. Остальные дети станут полукругом и будут наблюдать. Спрошу: «Что мы посадили на этой клумбе? Что нужно делать, чтобы рассада хорошо росла?»
В заключение скажу: «Посмотрите, дети, как мы много посадили рассады. Это потому, что все работали вместе, дружно. Теперь наши клумбы будут красивые, на них расцветут разноцветные анютины глазки. Занятие окончено. Пойдемте мыть руки, а дежурные уберут совочки, ведро и лейки».
Прополка, рыхление и поливка на огороде и цветнике поручается определенным детям, между которыми распределяются грядки и клумбы. Выполнение работы нужно систематически проверять и отмечать. Очень важно обращать внимание детей на зависимость развития растений от качества ухода за ними. B процессе повседневного ухода за огородом и цветником дети сами замечают появление всходов, новых листьев, цветков, устанавливают различие их у разных культур, убеждаются в необходимости для роста растений воды и удобрений.
Календарь природы. Дежурные отмечают в календаре природы погоду.
Внимание всех детей привлекают к наступлению таких явлений природы, как появление на небе кучевых облаков, первых проталин, прилет грачей и скворцов, ледоход, начало половодья, появление бабочек, зацветание мать-и-мачехи, развертывание листьев у черной смородины, первая гроза, зацветание одуванчика, появление гусениц, майских жуков, зацветание черной смородины, яблони, появление комаров, прилет ласточек.
Наблюдаемые явления дети зарисовывают в календаре природы. В конце весны по этим рисункам проводят беседу.