Ознакомление детей с природой » Весна и дети Содержание программы. Накапливать у детей представления о весенних явлениях природы (солнце ярко светит, тепло, снег тает, текут ручьи, на земле появилась трава, одуванчики, на деревьях― зеленые листья, летают бабочки, ползают и летают жуки).
Дети второй младшей группы должны с помощью воспитателя сажать лук, сеять крупные семена, поливать грядки, приучаться бережно относиться к растениям.
Наблюдение за явлениями в неживой природе. Весной во время прогулки на участке воспитателе обращает внимание детей на первые признаки весны: «Солнышко ярко светит и греет. Протяните руки к солнышку и погрейте их,― а затем спрашивает:― Что так ярко светит и греет?»
На следующей прогулке воспитатель предлагает детям посмотреть, как тает снег и исчезают снежные постройки, и спрашивает: «Что греет землю? Куда девался снег?» Затем привлекает внимание детей к появившимся ручейкам. Дети пускают лодочки и щепки, наблюдают, как они движутся по воде.
Позже большое место во время прогулок отводится играм с песком. Детям показывают, как насыпать песок совком из ведра, как делать из него горку. В этих играх они практически знакомятся со свойствами песка: сухой песок сыплется, из сырого можно лепить.
Наблюдение за растениями. Во время прогулки на участке воспитатель показывает детям появившуюся зеленую траву, предлагает найти места, на которых она уже выросла.
У многих детей младшей группы еще не закрепилось представление о том, где растут цветы. Поэтому их нужно подвести к клумбе или рабатке, на которых показались всходы многолетних растений, и сказать: «Посмотрите, вот зеленые листочки вышли из земли. Тут у нас вырастут цветы. Мы будем ходить только по дорожкам, чтобы не поломать и не помять зеленые листочки».
Внимание детей второй младшей группы воспитатель привлекает к появлению на деревьях листьев, осторожно наклоняя ветку, чтобы они могли рассмотреть ее, потрогать листья. «Что выросло на ветках деревьев,― спрашивает он.― Какого цвета листья? Сколько их?»
Приведя детей на луг или другое место, где уже цветут одуванчики, воспитатель говорит: «Посмотрите на землю: что это на ней выросло? Этот красивый цветок называется одуванчиком. Как называется этот цветок? Какого он цвета? Понюхайте цветок». Позже, когда разовьются плоды, дети еще раз рассматривают одуванчик, дуют на него, наблюдают, как разлетаются его семянки, снабженные «парашютом».
На экскурсии в парк воспитатель знакомит детей с несколькими видами деревьев. Подойдя, например, к березе, он называет ее, предлагая прикоснуться к коре, отмечает, что она гладкая, спрашивает, много ли на ветках листьев, какой они величины, после этого проводит игру «Стань к березе». Дети по сигналу воспитателя должны найти это дерево и встать к нему. Так же он проводит ознакомление и с другими деревьями.
Наблюдение за жуком. Для ознакомления маленьких детей с жуком наиболее удобным объектом служат жуки-солдатики или божьи коровки, которые привлекают детей яркостью своих надкрылий. Божья коровка ― очень спокойный жучок, и дети могут пронаблюдать сначала, как она ползет (на руке воспитателя, на своей), а затем ―как, подняв крылья, улетает. Надо показать им, как брать жука, не причиняя ему вреда.
Наблюдение за птицами. На прогулках надо приучать детей слушать голоса птиц. Лучше всего начинать с видов, наиболее часто встречающихся и знакомых детям, например с воробьев. Весной, когда воробьи начинают оживленно летать и чирикать, предлагается тихо постоять и послушать их. Сначала воспитатель сам подражает голосу птиц: «чик-чирик, чирик-чик-чик», а потом предлагает сделать это детям. Если Такую работу время от времени повторять, дети научатся слушать и тех птиц, которых не видят. Во время одного из наблюдений над воробьями предлагается понаблюдать, как они передвигаются по земле.
Воспитание трудовых навыков. У детей второй младшей группы продолжают формировать навыки ухода за растениями и животными: под присмотром взрослых они поливают комнатные растения и кормят рыб. Воспитатель постоянно следит за тем, чтобы дети бережно относились ко всем живым объектам.
На земельном участке дети второй младшей группы с помощью воспитателя сажают лук, сеют крупные семена (гороха, настурции) и поливают грядки. Посев производят с небольшими группами детей. Воспитатель дает им луковицы или крупные семена (гороха, бобов, редиса), называет их и показывает, как положить луковицу или семя в приготовленные им в борозде ямки. Семена нужно давать без ростков, так как дети этой группы могут их нечаянно сломать.
Читайте также:
Просмотрено: 2344 раз 3 марта 2010