В основе процесса ознакомления с явлениями неживой природы должны лежать действия ребенка с реальными предметами, наблюдения под руководством педагога за явлениями природы.
Ребенок, изучая материальные объекты, их свойства и отношения, должен постоянно взаимодействовать с ними. Тогда знания о том или ином явлении природы он получит в процессе деятельности, в процессе поисков и размышлений. Знания детей полноценны тогда, когда они получены в результате самостоятельного открытия. Систематизированные знания приобретаются в процессе занятий и при целенаправленном руководстве за детскими наблюдениями явлений неживой природы вне занятий.
Поскольку в более раннем возрасте детей научили различать твердые предметы и жидкости, в старшей группе вполне возможно сообщить знания о том, как осуществляется переход вещества из одного состояния в другое (из твердого в жидкое, из жидкого в пар и наоборот). Основная задача — подвести детей к пониманию, что жидкость (например, вода) при охлаждении превращается в лед (т. е. переходит в твердое состояние). Это же явление происходит и с другими жидкостями (например, молоко).
Дети шестого года жизни могут пронаблюдать и обратное явление — превращение льда (то есть твердого тела) в жидкое. Важно объяснить ребенку, что все твердые вещества — даже металлы, камни — могут плавиться, то есть переходить в жидкое состояние при высокой температуре. Если температура при нагревании будет еще более высокой, они могут превращаться в пар, газообразное состояние.
Проведите с дошкольниками ряд опытов. Например, в зимних условиях можно использовать лед. Положите перед детьми кусочек льда на тарелку. Спросите, что можно сказать о нем? Дети ответят, что лед холодный, укажут на его цвет, расскажут, что лед может растаять. Обратите их внимание на то, что лед твердый (занятие проводится в помещении). В комнате этот лед через некоторое время растает. Из твердого льда получилась жидкость. Воспитатель, на основе наблюдаемых детьми явлений, делает выводы, активно привлекая к ответам самих детей. «Почему это произошло? Ведь лед на улице не превратился бы в воду». Одобряя правильные ответы, педагог подтверждает: «Да, в комнате тепло, и поэтому лед растаял. Значит, лед тает тогда, когда он нагревается. Твердый лед превратился в жидкость от нагревания. Вода, охлаждаясь, опять становится твердым телом — льдом. В этом вы сами можете убедиться».
После этих слов нескольким детям предлагается взять заготовленные заранее небольшие сосуды (баночки, формочки) и поставить их на стол так, чтобы всем товарищам было хорошо видно. Затем дети должны поместить на столе несколько стек
лянных банок, налить в них воду и развести краску разного цвета (воспитатель помогает им). Окрашенной в разные цвета водой дети заполняют формочки. «Теперь,— говорит воспитатель,— выставим эти формочки на холод и к концу прогулки посмотрим, что произойдет». Через некоторое время вода замерзнет, и дети будут иметь возможность полюбоваться разноцветным льдом. Итак, вывод: жидкая вода может стать твердым льдом при охлаждении; твердый лед превращается в воду (жидкость) при нагревании.
Описанный опыт может проходить в форме организованного занятия со всей группой. Оно должно естественно связываться с последующей деятельностью, с игрой. Например, цветными льдинками дети украшают зимний участок, снежные постройки. (Часть льдинок изображают в виде небольшой гирлянды. Можно посоветовать детям вложить в часть формочек с налитой в них цветной водой прочные нитки, свернутые петелькой (они вмерзнут в лед). Во всех случаях формочки с цветным льдом надо принести ненадолго в комнату, чтобы вынуть из них подтаявшие льдинки.)
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011