Фиксация наблюдений

Для фиксации, закрепления того, что дети наблюдают, могут служить зарисовки и лепка объектов, рассказы о виденном, игры, игрушки. Зарисовки рассматриваемых цветов, листьев, деревьев, плодов,

Ознакомление детей с природой Для фиксации, закрепления того, что дети наблюдают, могут служить зарисовки и лепка объектов, рассказы о виденном, игры, игрушки.

Зарисовки рассматриваемых цветов, листьев, деревьев, плодов, животных закрепляют их формы в памяти детей. То же значение имеет лепка овощей, фруктов и животных. Рисование и лепку проводят после того, как дети приобретут некоторые конкретные представления о них. Рисование и лепка развивают наблюдательность детей, обогащают их знания. И это естественно: для того чтобы воспроизвести предмет на бумаге или в пластилине, его нужно очень внимательно рассмотреть.

Согласно «Программе воспитания в детском саду» дети подготовительной к школе группы круглый год ведут наблюдения погоды и сезонных изменений в жизни растений и животных и фиксируют их в рисунках на отдельных листах (74 или/е листа), из которых составляют календарь природы.

Можно использовать и тематические рисунки. Так, после прогулки или экскурсии, на которой наблюдалось одно из сезонных изменений, воспитатель дает всем детям бумагу определенного формата и предлагает зарисовать то, что они видели и что делали в этот день. Затем отбирает рисунки с наиболее полным отражением наблюдаемого, со слов детей записывает, что изображено.

Пример.
20 ноября. Было ясно и тепло. Мы кормили птиц.
26 ноября. Шел крупный снег. Мы играли в снежки. В парке появилось много птиц.
29 ноября. Небо было серое, шел мелкий снежок, мы катались на санках.

Из этих рисунков за определенный период времени (месяц, сезон) составляют календарь природы в виде плаката-сводки или книжки-ширмы.
Ведение календаря природы развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.

Отражение в рисунках сезонных изменений в природе очень помогает закреплению представлений у детей. Кроме того, собранные рисунки можно использовать при формировании понятия о том или ином сезоне. Воспитатель показывает рисунки, прочитывает сделанные на Них записи. Дети вспоминают, что видели на прогулках и экскурсиях, устанавливают последовательность явлений, выявляют некоторые связи между погодой, жизнью растений и животных.

Своеобразной фиксацией наблюдений за растениями может быть приготовление с детьми старших групп гербария. На экскурсиях и прогулках в лесу, на лугу, в поле они знакомятся с разными растениями, собирают листья, цветы, засушивают их. Гербарий можно приготовить на темы по месту сбора растений (например, «Цветы нашего участка», «Цветы луга», «Цветы леса») или по времени цветения растений (например, «Весенние цветы», «Осенние цветы»). Хорошо также засушить растения одного вида (гербарий «Как рос наш горох») в разные фазы его развития. Можно показать какое-нибудь сообщество растений, например «Что растет в лесу» (дать листья деревьев, кустарников и травянистые растения).

Собранные и засушенные растения или их части на ту или иную тему прикрепляют на один лист картона, накрывают целлофаном и окантовывают или же каждое растение прикрепляют на отдельный лист картона, а затем все листы собирают в одну папку. Гербарии можно использовать как наглядные пособия на занятиях при проведении беседы о растениях, временах года или в дидактических играх.

Рассказ о виденном имеет громадное значение для развития речи и закрепления представлений. Давая задание для наблюдения, воспитатель должен предупредить детей, что им придется рассказать обо всем, что узнают нового. Эти рассказы позволяют установить, что дети усвоили, что им непонятно, что нужно еще пояснить.

В сюжетно-ролевых играх дети часто воспроизводят воспринятое ими на экскурсиях и прогулках. В них находят отражение полученные представления о растениях, животных и труде человека. В таких играх дети, повторяя то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки.

Для фиксации наблюдений можно использовать игрушку, например «Какая сегодня погода». Это доска размером 35X35 см, в середине которой находится вращающаяся стрелка, а на углах прикреплены картинки, изображающие разную погоду. Дети средней группы, возвращаясь с прогулки, по очереди поворачивают стрелку на ту картинку, которая соответствует погоде данного дня. Дети старшей группы делают это утром, по приходе в детский сад, и после возвращения с прогулки (если погода изменилась).  
Читайте также:

  • Ознакомление детей средней группы с природой осенью
  • Дидактические игры
  • Наблюдения во время прогулок
  • Сезонные изменения в природе
  • Использование иллюстративно-наглядных пособий
  • Просмотрено: 1525 раз 2 марта 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий