Ознакомление детей средней группы с природой осенью

Содержание программы. Учить детей наблюдать характерные явления осенней погоды (похолодание, дождь, ветер), листопад; различать и называть некоторые осенние цветы (золотой шар, георгины, но

Содержание программы. Учить детей наблюдать характерные явления осенней погоды (похолодание, дождь, ветер), листопад; различать и называть некоторые осенние цветы (золотой шар, георгины, ноготки), листья знакомых деревьев (клен, дуб, береза и др.), овощи и фрукты; выделять их характерные особенности (цвет, форма, вкус, поверхность), устанавливать связь между внешними признаками овощей, фруктов и степенью их зрелости (красный помидор спелый); воспитывать у детей способность любоваться осенней природой, бережное отношение к ней и трудолюбие.

Наблюдение над погодой. На ежедневных прогулках нужно обращать внимание детей на состояние погоды: холодно или тепло, ветер или тихо, какой цвет неба, есть ли осадки и какие. При этом дети используют игрушки (вертушки, летуны, мельницы), позволяющие обнаружить действие ветра. Устанавливаются связи между некоторыми явлениями: идет дождь ― земля мокрая, на ней лужи; светит солнце ―лужи высыхают.

Для повышения у детей интереса к наблюдениям над погодой и развитием наблюдательности может служить игрушка «Какая сегодня погода?». Возвращаясь с прогулки, дети по очереди поворачивают стрелку на ту картинку, которая соответствует наблюдаемой погоде.

Ознакомление детей с сезонными явлениями в живой природе, обогащение их представлений о растениях и животных проводятся как во время ежедневных прогулок, так и на специально организованных целевых прогулках по участку и за его пределами.

Наблюдения над
деревьями
. Осенью надо обратить внимание детей на красоту деревьев, рассмотреть знакомое дерево (березу, клен или другое), спросить, какого цвета были листья на этом дереве летом, какого цвета они стали теперь. Во время листопада следует спросить у детей, откуда падают листья, какого они цвета, куда падают.

Воспитатель предлагает собрать красивые листья; найти листья с дерева, которое известно, рассмотреть их, определить форму (на что похожи). Наиболее красивые листья дети собирают для украшения своей комнаты в детском саду.

Хорошо предложить подобрать листья, одинаковые по окраске, разложить их в порядке постепенного увеличения или уменьшения. Позже, когда на земле будет много опавших листьев, в сухую погоду воспитатель предлагает детям походить по ним и послушать, как они шуршат, догадаться, почему они шуршат. А на занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют листья и дерево.

Осмотр цветника. Осматривая клумбы с цветами, воспитатель называет некоторые из них (георгин, ноготки, флоксы), срезает и рассматривает с детьми цветок: форму его, (на что похож), цвет, дает понюхать. Потом предлагает отыскать на клумбе тот или иной цветок и составляет букет. Дети должны научиться отличать эти растения среди других.

Некоторые растения воспитатель пересаживает вместе с детьми в цветочные горшки и переносит в уголок живой природы.

Выдергивая корнеплоды (морковь, свеклу) или снимая плоды (помидоры, огурцы), воспитатель предлагает детям назвать их и описать цвет, форму, поверхность. Нужно обратить внимание на признаки зрелости овощей, показать, как снимать их, потом поручить детям собирать урожай корнеплодов.
После сбора урожая воспитатель, показывая на овощи, говорит: «Вот наш урожай, вы хорошо поливали и рыхлили землю, поэтому выросли хорошие овощи». Надо угостить детей морковью, репой.

В условиях села проводят с детьми целевую прогулку на колхозный огород для наблюдения за сбором корнеплодов.

Дидактические игры. Для уточнения представлений об овощах и фруктах и закрепления в словаре детей новых слов в конце осени (после сбора урожая) проводят игры «Узнай, что в руках» и «Угадай, что в мешочке». Если в младшей группе дети должны узнавать и называть овощи и фрукты, то в средней группе от них требуется найти объект в мешочке по описанию (например, «Длинная, оранжевая, сладкая») или, наоборот, найдя овощи (фрукты), назвать их и описать.

Воспитание трудовых навыков. В целях воспитания трудолюбия детям дают ежедневные поручения по уходу за растениями и животными в уголке природы. При этом воспитатель объясняет, сколько корма дать рыбкам, какие растения надо полить, сколько воды лить в каждое растение.
В уголке природы, кроме растений, которые были в младшей группе, надо иметь и другие, нетребовательные к уходу, как, например, бегония вечноцветущая. В аквариуме, кроме рыб, надо держать улиток (например, катушек) и водные растения. Дети по очереди поливают растения, дают корм рыбам, наблюдают передвижение улиток в аквариуме.

Время от времени воспитатель организует уборку уголка природы (мытье комнатных растений,, поддонников), к которой привлекает всех детей.

Развитие и воспитание дошкольников