Для более глубокого, прочного усвоения знаний о сезонных явлениях, понимания взаимосвязей изменений в неживой и живой природе воспитатель использует календарь наблюдений за сезонными явлениями в природе. Целесообразнее делать это во вторую или третью неделю каждого месяца, чтобы лучше показать характерные явления того или иного сезона (в календаре можно нарисовать только одну неделю). Графа «Погода» заполняется ежедневно, а графа «Состояние живой природы» заполняется рисунком в конце недели. На этом рисунке каждый раз изображается одна и та же местность (дерево, куст, покров земли). Символически (галочками) должны быть изображены птицы, насекомые и другие животные, которых дети наблюдали в данную неделю.
Птицы. Наблюдая за птицами на участке в течение года, дети отмечают изменение состава птиц, посещающих участок в разные сезоны, отлет перелетных птиц и их возвращение, весеннее гнездование, выкармливание птенцов. Своеобразие поведения знакомых детям видов птиц, как и новых, прилетающих на участок, можно наблюдать во время зимней подкормки.
На участке можно развесить разные типы кормушек (столиком, в виде булавки, подвесные качающиеся и др.), на которые должны выкладываться разнообразные корма. Это дает возможность детям проследить поведение различных птиц. Интересно и полезно фиксировать результаты наблюдений за птицами в специальном календаре, который надо вести в группе 2 недели в разгар зимней подкормки. В верхней части календаря ежедневно выставляются «птицы» (картонные кружочки с нарисованными на них птицами хранятся в кармашке). Эти картинки вставляются в прорези в верхней части календаря. В нижней части календаря выставленные «птицы» отмечаются галочками разного цвета, то есть результаты наблюдений фиксируются графически.
Во время прогулок надо читать детям стихи и загадывать загадки о птицах.
Насекомые и другие животные. В теплое время года дети наблюдают за насекомыми, учатся различать бабочек, жуков по названию, по размеру, окраске; наблюдают особенности их передвижения: неровный полет-порхание бабочек, стремительные полеты стрекоз, ползание и полет жуков; рассматривают пчел и шмелей, ползающих по цветам, отыскивают в траве кузнечиков, наблюдают, как они скачут, как исчезают из поля зрения.
Повстречав в лесу муравейник, воспитатель предлагает детям понаблюдать, как муравьи тащат веточки, сосновые иголки. Вместе с детьми педагог отыскивает муравьиные тропы, учит своих воспитанников быть осторожными, не наступать на муравьев, перешагивать через их тропки, не разрушать муравейники. Летом расширяются возможности познания детьми особенностей некоторых земноводных животных: лягушек, ящериц. Воспитатель привлекает ребят к наблюдениям за лягушкой: она скачет большими прыжками по земле, плавает в воде. Увидев ящерицу, педагог предлагает детям посмотреть, как она проворно ползет, внезапно останавливается, замирает, потом снова ползет и быстро скрывается в камнях, траве.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011