Вредные привычки Привычки отличаются большой устойчивостью. В этом их ценность (если речь идет о полезных) и в то же время именно этим свойством определяют трудности, когда надо избавиться ОТ нежелательной. К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Если бы для искоренения вредной привычки достаточно было одновременного, хотя самого энергического усилия над собой, тогда нетрудно было бы от нее избавиться… Но в том-то и беда, что привычка, установляясь понемногу и в течение времени, искореняется точно так же понемногу и после продолжительной борьбы с нею. Сознание наше и наша воля должны постоянно стоять на страже против дурной привычки, которая, залегши в нашей нервной системе, подкарауливает всякую минуту слабости или забвения, чтобы ею воспользоваться». Если у ребенка укоренилась нежелательная привычка, то прежде всего надо найти и постараться устранить ту причину, которая ее обусловила. «При искоренении привычки, — писал К. Д. Ушинский,— следует вникнуть, отчего эта привычка произошла, и действовать против причины, а не против последствий».
Вспоминается такой случай. Среднюю группу детского сада посещала девочка, которая имела привычку в момент волнения, будь то радость или огорчение, сжимать левой рукой кисть правой руки и одновременно подносить руки к лицу. Это была, безусловно, нервная девочка. Трудно сказать, каким образом возникла необычная привычка, но, как всегда у нервных детей, она быстро закрепилась. Воспитатель старалась в такие минуты переключить девочку на какое-нибудь интересное занятие. Но и само обращение к ней взрослого вызывало у девочки волнение. Посоветовали матери обратиться к врачу. Однако она решила действовать по-своему: строго-настрого приказала дочери прекратить подобные действия. Запрет, увы, не помог. Тогда мать стала бить девочку по рукам при повторении привычного жеста. В результате ребенок замкнулся, а привычка не только не исчезла, но еще более укоренилась. Боясь наказания, девочка не хотела уходить из детского сада. Только настойчивое требование воспитателя заставило мать обратиться к врачу. Укрепление нервной системы, которое по его рекомендации стала проводить мать, ласка и внимание со стороны родителей и воспитателя и развитие интересов помогли ребенку в течение года избавиться от этой привычки.
Одно из средств перевоспитания вредной привычки —замещение ее полезной. Малыш не знает, чем заняться. Надо приучать его находить себе дело, развивать интересы, дать ему возможность почувствовать радость достижений в овладении тем или иным умением. Ребенок мусорит в помещении, на улице: бросает на пол бумажки от конфет, огрызки яблока, обрезки бумаги — приучайте его на улице использовать урну, укажите, как поступать в таких случаях дома. На первых порах не обойтись без напоминаний. Не менее важно, чтобы остальные члены семьи служили образцом в этом отношении, нужная привычка вскоре закрепится.
Выше уже отмечалось, что искоренение нежелательного — процесс постепенный, нередко более трудный и продолжительный, чем образование новой привычки. На первых порах надо помогать ребенку воздерживаться от нежелательного: напоминать, отвлекать, переключать внимание. Это поможет ему забыть нехорошую привычку. Итак, осуждение вредных привычек, устранение причин, порождающих и укрепляющих их, и замещение положительными — вот основные пути, ведущие к искоренению нежелательного в поведении ребенка. В тех случаях, когда малыш поступает в соответствии с требованиями взрослых вопреки своей привычке, он нуждается в одобрении. Если он стремится исправиться, его усилия надо поддержать добрым словом. Такое поощрение вызовет ещё большее старание и породит уверенность в своих силах. Однако поощрение не предполагает вознаграждения ребенка за то, что он поступил так, как требуют правила («Вот тебе конфетка!»). Это порождает нехорошую черту характера — торгашество.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 4 мая 2011