Первоначальное представление о труде работников сельского хозяйства дети получают в средней группе.
В старшей группе их продолжают знакомить с сельскохозяйственным трудом, закрепляют общие знания о работе колхозников (рабочих совхозов): хлеборобов, животноводов, овощеводов, хлопкоробов, чаеводов, об использовании машин в сельском хозяйстве, о результатах сельскохозяйственного труда и его значении для советских людей. Как и прежде, детей следует познакомить с трудом работников сельского хозяйства. Дошкольникам рассказывают о последовательности работ по выращиванию урожая (готовятся к посеву: пашут землю, вносят удобрения, семенами засеивают поля; созревшую рожь, пшеницу собирают комбайнами и зерно отвозят в склады — элеваторы). В процессе обучения важно подвести детей к пониманию взаимосвязи работников разных отраслей хозяйства, колхозников и рабочих, их отношения к труду. Например, колхозники выращивают лен, хлопок, рабочие на специальных фабриках из них делают нитки, ткани. Потом ткани доставляют на швейные фабрики, где шьют одежду. Готовые вещи (пальто, брюки, платья) везут в магазин, где их покупают взрослые для себя и детей. Рабочие делают машины, которые ускоряют и облегчают труд хлеборобов, колхозники снабжают город продуктами питания. С этой целью надо использовать картины («Ужин трактористов» А. Пластова и др.), кино- и диафильмы («Откуда стол пришел», «Как рубашка в поле выросла», «О труде колхозников в разное время года»), мультфильмы и телепередачи для детей. Необходимый материал содержат книги для детей.
Содержание занятий и методика ознакомления с сельским трудом зависит от окружения. В работе с детьми, живущими в сельской местности или выезжающими туда на летний период, нужно чаще использовать разные виды экскурсий (в поле, на ферму), прогулки и наблюдения. Важно поощрять рассказы детей, отражающие их личные наблюдения и впечатления, организовывать беседы с представителями различных сельскохозяйственных профессий.
В городских условиях преобладает рассказ воспитателя, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов, чтение художественных произведений, повествующих о быте и работе тружеников села, беседы, дидактические игры типа: «Что где растет?», «Наш огород», «Кто где живет?», «Что сделано на фабрике и что выращено колхозниками?». Полезно организовать экскурсию на сельскохозяйственную выставку, в магазин «Овощи-фрукты» (особенно для городских детей); во время прогулок осенью — наблюдать за машинами, везущими урожай. Эта работа необходима для углубления имеющихся у детей знаний и закрепления положительного отношения к сельскохозяйственному труду.
Одно из занятий может быть посвящено уточнению знаний о содержании и характере трудовых действий работников транспорта (название профессии людей, место работы, трудовые действия, роль добросовестного отношения к делу, забота о людях, о сохранности ценных грузов при их транспортировке и т. п.).
Пятилетние дети уже знакомы с некоторыми учреждениями культурно-бытового назначения (детский сад, магазин). В старшей группе особое внимание уделяется упорядочиванию и систематизации знаний. Дети должны получать следующие представления: об общем виде, характерном облике учреждения, его назначении, об основных помещениях и их оборудовании, о работающих в учреждении людях (их профессиях, используемых орудиях труда, трудовых действиях), о взаимосвязи труда работников этого учреждения и результатах этого труда.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011