В беседах воспитатель помогает детям отобрать события, которые можно включить в игру, определить их последовательность, обозначить действующие лица. Воспитатель отбирает темы бесед, связанные с жизнью и трудом взрослых: «Как пограничники охраняют границу», «Как мамы и папы трудятся на работе и дома», «О труде работников детского сада», «Наш детский сад» (кто в нем трудится, обязанности воспитанников старшей группы). В беседах с детьми на занятиях воспитатель предлагает им составить рассказ на тему «У нас в квартире», изобразить на рисунке «Ленинский субботник» или сделать аппликацию «Подарок маме».
Проведение праздничного утренника «8 Марта», встречи с родителями («Родители в гостях у детей»), проведение дидактических игр типа «Угадай, что нужно…» (повару, медсестре, врачу) будут способствовать формированию более четких представлений о характерных трудовых действиях и взаимоотношениях взрослых людей, понятных дошкольникам и доступных для воспроизведения в игровой деятельности.
Наряду с беседами педагог организует деятельность детей в процессе наблюдения за трудом взрослых. Например, дети могут помочь няне. Они чистят пылесосом-щеткой мягкие игрушки, моют подоконники, споласкивают посуду. Воспитатель советует родителям, как правильно организовать труд детей дома.
Приобретенные детьми разнообразные знания об окружающей их действительности отражаются в содержании сюжетно-ролевых игр. Если дети не знают, что должны делать капитан и матросы, то игра в «Пароход» становится таковой только по названию. Чем богаче представления детей о содержании и целях труда взрослых, тем содержательнее ролевое поведение детей, их игровые взаимоотношения.
Прямого переноса тематики занятия (бесед, наблюдений, игр) в детскую игру путем разучивания сюжета или предписания играть по данной теме не должно быть. Яркие впечатления, полученные детьми на праздниках, развлечениях типа карнавалов, театрализованных шествий, спортивных соревнований, могут быть отражены ими в самостоятельных сюжетно-ролевых играх.
Одних знаний и ярких переживаний бывает недостаточно для того, чтобы возникла игра. Важно уметь полученные знания и эмоциональный опыт перевести на язык игры, т. е. дети должны владеть средствами и способами отображения интересующей их действительности в игре, деятельности, протекающей в воображаемом, условном плане.
Одной из главных задач в программе (раздел «Игра») является обучение комбинированию знаний, полученных из разных источников, и отражению их в едином сюжете игры.
В программе предусмотрены занятия, в которых на неигровом материале формируются умения, необходимые детям для игры: на занятиях по развитию речи — умение связно и последовательно пересказывать сказки, рассказы, участвовать в диалоге действующих лиц, давать характеристику персонажам, уметь самостоятельно описать или придумать события, связанные с собственным опытом, объяснить переживаемое своим сверстникам.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011