Воспитателям Общественной мотивацией должна быть пропитана и организация дежурств. Когда дети накрывают на стол, воспитатель формирует у них желание трудиться ради других, заботиться о сверстниках. Он вводит правила, разъясняющие суть ответственного отношения к своим обязанностям: «Ты обязан и потому не можешь заняться чем-либо более интересным для себя», «Ты работаешь ради коллектива, в котором живешь, в котором действует правило: один за всех — все за одного».
Для педагога важно и то, выполнили ли дети самостоятельно весь объем работы, насколько прилежны были в процессе деятельности, как относились к сверстникам и как проявляли себя по отношению друг к другу: видели ли затруднения партнера, советовались ли, договаривались или ссорились, жаловались.
Если педагог оценивает работу детей только с точки зрения ее качества, то его оценки звучат примерно так: «Ровно положили ложки», «Красиво нарезали салфетки», «Аккуратно налили краску в розетки» и пр. Такие оценки правильны, но в них отсутствует самое главное: оценка отношения к работе, к коллективу. И потому воспитатель в своих суждениях по поводу работы дежурных обязательно должен отметить, как они отнеслись к просьбе товарища няни, насколько были дружны между собой.
Например: «Сегодня наши дежурные вместе с няней хорошо потрудились, обо всех позаботились. Вот поэтому все с аппетитом пообедали! Спасибо вам, мои помощники!» Или: «Наш Сережа отлично дежурил, был вежлив с детьми, внимателен, замечал, кому что надо подать». Или: «Хорошо, что дежурный был особенно внимателен к новенькой Леночке, подал ей завтрак самой первой и пожелал приятного аппетита. Вот Лена и сумела закончить вместе со всеми». Или: «Как старательно работали дежурные! Все к занятию приготовили вовремя. Можно сразу начинать» и т. д.
В процессе руководства работой дежурных от воспитателя не ускользает ни одна мелочь. Например, дежурный-новичок выбрал для себя чашку с особым узором. Можно, конечно, расценить это как детскую непосредственность, которая побуждает ребенка руководствоваться не столько разумом, сколько чувствами. Но не проявление ли это все-таки эгоизма, желания взять себе всегда лучшее? И если это так, то не следует упускать момента, чтобы побудить ребенка отказаться от облюбованного для себя ради справедливого решения: сначала всем, а потом себе. Такие эпизоды не единичны, и каждый из них требует раздумья и правильного решения. Быть внимательным к подобным случаям, тактично исправлять ребенка — задача педагога.
Постоянно заботясь о создании в группе трудовой атмосферы, педагог понимает, что устойчивое положительное отношение к труду можно воспитать у детей только в тесной связи с семьей, когда дома создаются примерно такие же условия: ребенок имеет постоянные обязанности, связанные с самооблуживанием, поддержанием порядка в своем игровом уголке, выполняет поручения старших, все члены семьи объединяются вокруг общих дел, непременным участником которых становится и дошкольник.
Наблюдая за детьми, педагог отмечает, насколько семья продолжает работу детского сада по трудовому воспитанию, и в беседе с членами семьи дает консультации с учетом особенностей их ребенка. Воспитатель советует родителям, как, учитывая возраст ребенка, условия семьи, руководить трудовым воспитанием дошкольника; разъясняет методы формирования положительного отношения к труду, самоорганизации, ответственности. В старших группах педагог побуждает детей к делам, ведущим мотивом которых становится «Сделаем для всех», «Порадуем своим трудом других». А необходимость в полезных делах возникает постоянно: то возле песочного дворика надо расчистить удобное место для хранения игрушек, то выполоть сорняки на грядках, то восстановить порядок в кукольном хозяйстве.
Читайте также:
Просмотрено: 33 раз 10 декабря 2010