Значение художественной литературы в воспитании гуманных чувств

Организуя работу по руководству творческими играми детей, воспитатель должен предусматривать наблюдения, деятельность детей, беседы, содержание отдельных занятий, которые вызывают у них инте

Психологи о детях

Значение художественной литературы в воспитании гуманных чувствОрганизуя работу по руководству творческими играми детей, воспитатель должен предусматривать наблюдения, деятельность детей, беседы, содержание отдельных занятий, которые вызывают у них интерес к разным явлениям жизни и могут влиять на содержание игр. В плане указывается также, какой материал для игры следует подготовить. Большое внимание должно уделяться индивидуальной работе с детьми, направленной на развитие творческих способностей, на формирование характера ребенка, его отношения к товарищам. План работы воспитателя по руководству сюжетно-ролевыми играми должен отражаться в дневниковых записях, в которых фиксируются содержание занятий, развитие игры, ее возникновение, сочетание полученных знаний с личным опытом ребенка. В плане не должна быть указана тематика игр, в которые, по мнению воспитателя, дети будут играть в те или иные дни недели (играть в «Больницу», «Разведчиков», «Космонавтов»). Тему игры выбирают дети. Самостоятельность детей в игре должна сочетаться с педагогическим влиянием взрослых.

Важной программной задачей является формирование в игре умения выполнять усвоенные правила (культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений).

Нравственное воспитание в игре связано с ее содержанием, т. е. с теми событиями из окружающей действительности, которые дети отображают в своей игровой деятельности. С помощью сюжета дети могут усваивать различные типы взаимоотношений и некоторые нормы социального поведения. Однако в тех случаях, когда дети ориентированы на выполнение игровых действий (взвешивание товара, отсчитывание денег, стирка белья, приготовление обеда) и не проявляют интереса к человеческим отношениям, нравственное воспитание в игре не осуществляется. Несмотря на то, что сюжет может отражать лучшие стороны окружающей действительности, нравственная ценность таких игр крайне низка.

Усвоение норм и правил, заключенных в ролях, не происходит стихийно. С одной стороны, стремление детей активно действовать в игре нередко заслоняет от них характерные черты изображаемых героев, с другой — ребенку иногда бывает трудно без помощи взрослого выделить нравственную сущность человеческой деятельности. Нельзя не учитывать и специфику сюжет- но-ролевой игры как самостоятельной деятельности. Даже в тех случаях, когда в сюжете игры под влиянием взрослого определены действия, в которых заложен нравственный смысл, ребенок может сознательно обходить их, если это противоречит его интересам, или же воспроизводить их с позиции своего опыта.

Отношения взрослых, связанные с ролью, реализуются в игре в тех случаях, когда они становятся предметом специального обсуждения с детьми.

В этих целях можно использовать педагогические приемы, направленные на раскрытие нравственного смысла деятельности людей, характера их взаимоотношений.

Известно значение художественной литературы в воспитании гуманных чувств. Например, после чтения рассказа И. Тур- чина «Человек заболел», особое внимание в беседе с детьми обращается на проявление чуткости, отзывчивости, заботливого отношения к человеку, после чтения рассказа В. Осеевой «Почему?» — на переживание мамы.

 
Читайте также:

  • Программа воспитания детей в игре
  • Приобретенные детьми разнообразные знания об окружающей их действительности …
  • Сюжетно-ролевые игры дошкольников
  • Несформированность способов общения, которые в ролевой игре выступают как « …
  • Рекомендации по вопросам влияния художественной литературы на развитие детс …
  • Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий