Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи
Работа над предложением осуществляется в форме речевой игры «Живые слова». Она начинается со второго полугодия. Варианты этой игры являются частью занятия продолжительностью 5—7 мин; одно занятие в конце года полностью отводится ознакомлению детей с предложением.
Вначале эта игра объясняется. Воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит, кто каким словом будет (например, «Оля будет словом деревья, Таня — словом покрыты, Вера — словом снегом). Такая игровая условность легко и охотно принимается дошкольниками. Из «слов» воспитатель составляет предложение, просит детей встать в ряд («слова» встают слева направо, то есть как они пишутся и читаются); затем детям предлагается последовательно произнести слова, которые они обозначают. Так дети узнают, какое предложение получилось.
В других вариантах игры они по заданию воспитателя производят перестановку слов («Деревья покрыты снегом» — «Снегом покрыты деревья»); последовательно заменяют все слова исходного предложения (было — «Цыпленок встретил корову», а после замены слов получилось — «Мальчик увидел собаку»); добавляют слова, распространяя предложение («Дети любят», «Дети любят играть», «Дети любят конфеты»); восстанавливают смысл предложения, ставя слова по порядку (кошка, двери, около, лежит — «Кошка лежит около двери», «Около двери кошка лежит»); составляют предложения из набора слов (кот, лиса, рыжий, рыжая, бежит, лежит — «Бежит кот», «Лиса рыжая», «Лежит рыжий кот» и т.д.).
Применяя разные варианты этой игры, воспитатель должен иметь в виду, что термин «предложение» вводится лишь на 2-м занятии.
Во все варианты игры включаются вопросы о последовательности слов в предложении. При определении их воспитатель и дети называют не порядковые числительные (первое слово, второе, третье и т.д.), а первое слов о (в смысле начальное) и следующее за ним. Например, к предложению «Падает пушистый снег» ставят вопросы: «Какое первое слово?», «Какое следует за ним?».
В каждой игре нужно задать вопросы в разбивку, к отдельным словам, например: «Кто у нас взял слово «падает»?» или «Какое у тебя слово?» — спрашивает воспитатель, указывая на ребенка. Воспитатель должен следить за правильным называнием слов детьми всей группы, в том числе и теми, которые взяли на себя обозначение различных слов.
В играх используются предложения, состоящие из 3—5 слов без предлогов и союзов. Исключение составляет упражнение на восстановление смысла высказывания (игра «Угадай, какое слово заблудилось?»), где используется предлог для того, чтобы затруднить понимание смысла предложения. Например, после называния слов получается «Кошка двери около лежит». Воспитатель говорит: «Слова заблудились, встали не по порядку, и поэтому непонятно, что же они рассказали про кошку. Поможем словам встать правильно».
В некоторых играх, например, на замену слов, детям может быть трудно правильно выполнить задание, поэтому сначала вызывают более подготовленных. Например, воспитатель предлагает детям заменить слово «корова» в предложении «Цыпленок встретил корову». Ребенок должен сначала сказать только одно слово (например, собака), а затем заменить им прежнее слово (корову) и сказать полное предложение («Цыпленок встретил собаку»).
Воспитатель следит за тем, чтобы его воспитанники называли слово в той форме, в какой оно стоит в предложении. В приведенном выше предложении («Цыпленок встретил корову») слово «корову» стоит в косвенном падеже. Если ребенок скажет «корова» воспитатель предлагает прочесть предложение. Получится «Цыпленок встретил корова». Таким образом дети обнаружат ошибку и должны будут самостоятельно ее исправить.
Проведение этой игры предусматривает также выполнение детьми, которые обозначают те или иные слова, следующих правил:
- громко и правильно, по сигналу воспитателя, произносить слово;
- запоминать и находить свое место среди других;
- при последовательном назывании всех слов каждое предыдущее «слово» — ребенок берет за руку следующее за ним «слово» (или кладет ему руку на плечо).
Игра «Путаница» (на замену слов) проводится в словесной форме, без использования «живых» слов. В работе с детьми шестого года жизни используют варианты игр.
Осуществляя работу по ознакомлению детей пяти-шести лет с предложением, воспитатель должен обеспечить усвоение программы детьми всей группы. Для этого все дети поочередно должны принять участие в игре, становясь «словами», отвечая на разные по сложности вопросы. Детям, допускающим ошибки, нужно помочь найти их и исправить, привлекать к помощи товарищей.
Полученные знания закрепляются и на других занятиях по развитию речи, когда дети, выполняя лексическое или грамматическое упражнение, составляют предложение из 2—3 слов или с каким-либо заданным словом, проверяют правильность высказывания, определяют последовательность слов в предложении.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011