Развитие детской самостоятельности в построении сюжета и словесном оформлении рассказов по картинке

Такие рассуждения необходимы на занятиях, когда дети готовятся к составлению рассказа по картине. Предлагаемые им вопросы заставляют не только внимательнее вглядываться в ее содержание, но и

Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи

Развитие детской самостоятельности в построении сюжета и словесном оформлении рассказов по картинкеТакие рассуждения необходимы на занятиях, когда дети готовятся к составлению рассказа по картине. Предлагаемые им вопросы заставляют не только внимательнее вглядываться в ее содержание, но и задумываться о чертах характера изображенных персонажей, особенностях их поведения. Все это помогает детям при составлении рассказов. Словарные упражнения и точно поставленные вопросы направлены на то, чтобы научить детей распространенным ответам и умению использовать характеристики персонажей в самостоятельных высказываниях.

Такое умение приходит к детям не сразу, поэтому в старшей группе целесообразно использовать образец рассказа воспитателя. На первых порах можно не бояться подражания, так как дети легче овладевают при этом пересказом.

Развивая детскую самостоятельность в построении сюжета и словесном оформлении рассказов по картинке, педагог использует различные методы. Ставит перед детьми задачу еще раз внимательно рассмотреть картину и придумать рассказ по- своему; поощряет самостоятельность ребенка, раскрывая, в чем она проявилась при составлении рассказа, проводит сопоставительный анализ ряда детских рассказов и выделяет в них элементы новизны, оригинальности.

Дети старшей группы способны не только рассказывать о содержании, изображенном на картине, но и придумывать события, предшествующие содержанию картины и последующие за ним. Они могут составить рассказ по картине, используя описание персонажей и их характеристики.

На занятиях по рассказыванию об игрушке дошкольники предварительно рассматривают ее (какая она, как называется, что с ней можно делать), а затем составляют рассказ. Сначала воспитатель может дать образец рассказа об игрушке; постепенно подводит детей к самостоятельному рассказыванию.

На последующих занятиях они составляют рассказ по набору игрушек, выбирая себе персонажей. Лексические и грамматические упражнения проводятся во время рассматривания игрушек, для того чтобы дети могли включить описание в свой рассказ.

В старшей группе планируются и другие виды рассказывания: составление рассказов из собственного опыта, передача хорошо знакомых событий и впечатлений из своей жизни. Дети подводятся также к самостоятельному рассказыванию, придумывая рассказ или сказку по образцу воспитателя, по плану или теме. В этих видах рассказывания необходимо формировать самостоятельность в изложении; учить детей завершать разговор, не повторяя концовки, придуманной товарищем.

 
Читайте также:

  • Развитие связной речи у дошкольников
  • Рассказывание по картине «Осенний день» (серия «Времена года». Автор О. И. …
  • Рассказывание по картине «Ежи» (серия «Дикие животные». Автор П. С. Меньшик …
  • Составление детьми рассказов («Письмо друзьям»)
  • Подготовка детей к обучению рассказыванию
  • Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий