Цель: упражнять детей в целенаправленном рассматривании сюжетной картины; учить составлять подробные и интересные рассказы — описания по картине.
Ход занятия
Воспитатель говорит детям, что сегодня он им покажет новую картину. Ставит картину на мольберт, дает детям рассмотреть ее. (Дети должны сидеть поближе к картине.) Интересуется, все ли понятно, и, если возникнут вопросы, отвечает на них. Обращается к воспитанникам:
— Как бы вы назвали эту картину?
Какое время года и время суток
изобразил художник? Как об этом сказать одним предложением? Верно, художник изобразил осенний день и точно так же назвал эту картину — «Осенний день». Но как вы догадались, что на картине день? (На улице светло. Дети возвращаются из школы. Гуляет бабушка с внуком.)
А почему вы решили, что день осенний? (Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают. Дети начали учиться. На прилавках овощной палатки — дары осени.)
Какой осенний день на этой картине? (Теплый, солнечный.) В теплый солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине? (Синее небо и яркие желтые кроны деревьев. Желтые и синие тона радуют глаз, веселят.)
В погожий осенний день трудно усидеть дома — тянет на улицу! Не спеша идут… школьники. Первоклассника встретила мама. У нее на поводке собачка. С собачки не спускает глаз мальчик-дошкольник. Он стоит около прилавка с овощами, ждет бабушку.
Мы с вами рассмотрели картину, а теперь будем учиться рассказывать по ней. Подумайте, кто как начал бы свой рассказ —
описание картины.
Выслушав ответы, воспитатель анализирует их. Заслушиваются рассказы двух детей, умеющих логично и интересно составлять описание. Далее воспитатель приглашает к столу еще двух детей (одного после другого), хуже, чем первые, владеющих навыками рассказывания.
Затем выступают еще 2 рассказчика. Между ними устраивается соревнование: кто расскажет подробнее и интереснее.
По окончании рассказов педагог просит детей назвать победителя. Формулирует 2 критерия оценки: или четкость, стройность рассказа, отсутствие повторов, рассказ легко воспринимается слушателями; или наличие интересных и удачных сравнений (например, «деревья стоят в золотых коронах» и т.д.). В заключение воспитатель дает свой образец рассказа: — На дворе теплый осенний день. Синее небо и легкое кружево золотистой листвы радуют глаз, манят на улицу.
Не спеша возвращаются из школы дети. Одного из мальчиков встретила мама. У нее на поводке собака. На собаку загляделся малыш. Он стоит около прилавка с овощами и ждет бабушку. Бабушка покупает овощи и разговаривает с продавцом. Обе женщины улыбаются, радуясь погожему дню.