Когнитивное развитие дошкольника
Дети пятилетнего возраста могут произвольно управлять собственной деятельностью. Они в состоянии ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения целей, оценивать результаты выполняемых действий. В этом возрасте дети понимают смысл задач, поставленных педагогом, могут самостоятельно выполнить его указания.
На этой основе расширяются возможности обучения детей в условиях группы.
Используя возрастные возможности детей шестого года жизни, необходимо воспитывать у них активное отношение к своей деятельности, формировать умение выделять в ней цель и способы ее достижения. Особое значение имеет овладение детьми под руководством педагога общими способами деятельности, на основе которых они получают возможность самостоятельно выполнять новые задания.
Общий способ деятельности формируется в процессе овладения детьми конструированием, рисованием, лепкой и др., так как в них детям легче отделить способ действий от их результата. Например, дети старшей группы под руководством педагога овладевают общим способом соединения разных деталей конструктора (кирпичиков, брусков, цилиндров) и на его основе сооружают различные постройки (мосты, дома, гаражи и т. д.) собственной конструкции.
Когда дети научились самостоятельно пользоваться общим способом выполнения задания, можно учить их выделять общий способ решения задач, связанных с познанием свойств и качеств предметов. Например, в старшей группе детей можно познакомить с общим способом упорядочивания, который заключается в сравнении двух предметов, выборе большего (меньшего) из них и последующем расположении их в порядке возрастания или убывания величин. Для его объяснения лучше взять сюжетный материал, объединенный каким-либо содержанием игрового характера, чтобы детям был понятен смысл деятельности, которой их обучают. Так, воспитатель показывает пять матрешек и предлагает детям помочь им построиться на зарядку по росту. Он объясняет и показывает способ упорядочивания: нужно взять две матрешки и сравнить их: ту, которая выше, оставить в руке, а ту, которая ниже, отложить в сторону; затем взять еще одну из оставшихся матрешек и, сравнив ее с той, которая в руке, снова высокую оставить в руке, а низкую отложить в сторону. И так сравнивать до тех пор, пока не перемеряет всех матрешек. Оставшаяся в руке матрешка, самая высокая, будет первой в ряду. Так же надо искать самую высокую матрешку из оставшихся, пока они все не построятся по росту на зарядку.
Когда дети научатся упорядочивать предметы по убывающей величине, им нужно показать способ упорядочивания предметов по возрастающей величине. Сделать это можно следующим образом. Раздать детям пять зверюшек разной величины и пять формочек посуды. Воспитатель говорит детям, что матрешка решила угостить зверюшек, приготовилась выбирать посуду и услышала, что кто-то плачет. Оглянулась, а это — лягушка. «О чем ты плачешь?» — спросила матрешка. Лягушка отвечала: «Я самая маленькая и получаю все последней. И посуду мне сейчас последней дадут. Обидно». «Не горюй! — сказала матрешка.— Мы с ребятами что-нибудь придумаем. Что же сделать, чтобы лягушка первая получила посуду?» Воспитатель просит догадаться, как надо построить зверюшек, чтобы первой в ряду оказалась самая маленькая лягушка. Выслушав всех детей, педагог говорит: «Правильно придумали Ира, Лена, Алеша. После того, как сравнили двух зверюшек, в сторону отложить нужно ту, которая больше. Нужно искать самую маленькую».
Овладев таким образом общим способом действий, дети смогут самостоятельно выполнять задания на сравнение предметов по величине.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011