Когнитивное развитие дошкольника Рисование. «Как весело было на празднике елки» (планируется два занятия)
Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональное отношение к изображению, намечать содержание и передавать его в рисунке, используя яркие тона красок.
Материал. Бумага (30X40 см) тонированная (дети сами выполняют эту работу до занятия), краски (гуашь), кисти, вода.
Предварительная работа. Беседы с детьми о прошедшем празднике. Пение песен о елке. Рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия.
1. Воспитатель предлагает детям вспомнить, каким веселым был новогодний праздник, и просит передать это в рисунке. Показывает два контрастных изображения в иллюстрациях: на одной дается спокойная цветовая гамма, в таком же плане даны фигурки детей, на другой — наоборот, много ярких красок, изображены веселые, танцующие дети. Воспитатель подчеркивает, что рисунок может передать настроение. Просит показать в рисунке радость, веселье, чтобы каждый мог понять, каким интересным был новогодний праздник. Дети намечают, что они будут рисовать, и приступают к работе.
2. Продолжается развитие темы. Дети рисуют фигурки детей, танцующих в хороводе. По окончании все работы размещают на стенде. Дети находят те, в которых удачно передана композиция, обращая внимание на передачу движения, выражения лиц.
Лепка. «Зверюшки на новогоднем празднике»
Программное содержание. Закреплять у детей умение передавать замысел, лепить фигурки зверей, выделяя их характерные признаки.
Материал. Глина, стеки, дощечки, рисунки детей с изображением новогодней елки или зимнего леса.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, беседы с детьми, чтение стихов, пение песен о новогоднем празднике. Рисование, лепка в свободное от занятий время. Игры с игрушками животными.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям рассмотреть свои рисунки о новогоднем празднике, обращает внимание на те работы, в которых дети изобразили фигурки животных. Предлагает вылепить их такими же веселыми, танцующими. Дети лепят зверюшек. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь (объясняет отдельные приемы лепки). В конце занятия ребята рассматривают лепку на фоне своих рисунков. Фигурки можно разместить вокруг макета елки, выполненной из картона.
Аппликация. «Игрушки в подарок малышам» (планируется два занятия)
Программное содержание. Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к малышам, вызывать желание порадовать их подарками, сделанными своими руками; из цветной бумаги вырезать игрушки, наклеить, сделать из аппликативных работ книжку.
Материал. Бумага цветная для страниц книжки и для вырезывания, ножницы, клей.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, книжек-игрушек.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям сделать малышам подарки, ведь на Новый год все получают их. «Можно самим сделать интересную книжку,— говорит педагог.— Все дети любят игрушки. Давайте вырежем разные игрушки и наклеим их. Получатся яркие картинки. Из них мы и составим книжку-игрушку».
На первом занятии дети вырезывают все силуэты, наклеивают их на одинаковые листы бумаги.
На втором занятии дети вместе с воспитателем делают книжку по типу ширмы, склеивают все страницы. Педагог предлагает назвать книжку «Игрушки — малышам».
Лепка. По замыслу
Программное содержание. Развивать у детей воображение, умение передавать в лепке разные по форме предметы, характерные фигурки персонажей, сказочных героев, обращать внимание на выразительность образа.
Материал. Глина (пластилин), стеки, дощечки поворотный круг.
Предварительная работа. Игры с игрушками. Лепка в свободное от занятий время.
Методика проведения занятия. До занятия воспитатель беседует с детьми о том, что они умеют лепить. Вместе уточняют приемы лепки. На занятии ребята самостоятельно выбирают содержание. Воспитатель поощряет стремление детей, если они, сидя за одним столом, выполняют какой-либо эпизод сказки. В конце дети рассматривают лепку, педагог обращает внимание на выразительность образа.
Рисование. «Нарисуй дерево, которое тебе особенно нравится»
Программное содержание. Воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту зимних деревьев, их снежный убор, использовать приемы рисования всем ворсом и концом кисти.
Материал. Бумага тонированная разного формата, краски, сангина, цветные мелки (по желанию).
Предварительная работа. Наблюдение за деревьями. Беседы с детьми.
Методика проведения занятия. До занятия дети тонируют бумагу. При этом воспитатель предлагает подумать, каким может быть фон неба (ранним утром, поздним вечером или днем), и в зависимости от этого тонировать бумагу. На занятии все берут свои листы бумаги и по просьбе педагога рисуют зимнее дерево в разное время дня, изображая снег то белым, то чуть розоватым, то сиреневым, то голубоватым. Воспитатель напоминает, что дерево может быть старое, развесистое, ствол у него изогнутый или наклонный. Или, наоборот, это будет совсем небольшое молодое деревце, тогда и ствол, и ветки у него другие. Дети самостоятельно добавляют детали: кусты, следы зверей на снегу и т. д. По окончании работы ребята рассматривают рисунки и объясняют, какое дерево они изобразили, могут составить небольшой рассказ.
Декоративное рисование. «Расстелила зимушка-зима свои белоснежные ковры»
Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, уметь передавать образ зимы декоративным узором, учить выбирать холодную гамму цветов для составления узора зимнего ковра.
Материал. Листы бумаги (80Х100 см), краски (гуашь, акварель), кисти, вода, цветные восковые мелки.
Предварительная работа. Рассматривание узоров, выполненных в холодной цветовой гамме. Рисование в свободное от занятий время в альбомах для раскрашивания.
Методика проведения занятия. Воспитатель просит детей вспомнить, какие ковры они рисовали летом, осенью. «Каждое время года имеет свои цвета для узора,— говорит педагог.— Яркие, живописные ковры и у лета красного, и у золотой осени. (Показывает некоторые из них.) А какими красками можно нарисовать зимний ковер? (Показывает 2—3 образца.) Ковры нарисованы в холодных тонах, а как они красивы. Давайте нарисуем разные ковры с изображением зимних узоров. Это могут быть и снежинки, бледно-голубые завитки, похожие на зимние узоры на окнах». Дети распределяются по 4—5 человек. В конце занятия все рассматривают ковры, находят самые зимние, объясняют почему.
Лепка. «Мы любим зимний спорт» (планируется два занятия)
Программное содержание. Воспитывать у детей любовь к спорту, передавать в лепке любимый вид зимнего спорта (конькобежцы, лыжники, хоккеисты, фигуристы), выделяя характерные особенности каждой фигурки в зависимости от вида спорта.
Материал. Глина или пластилин, дополнительный материал (пластик, бумага, сухие веточки, кусочки поролона и т.д.).
Предварительная работа. Беседы с детьми о разных видах спорта, рассматривание иллюстраций. Спортивные игры на прогулках.
Методика проведения занятия.
1. Воспитатель говорит, что и взрослые, и дети очень любят спорт, предлагает каждому сказать, какой вид спорта его самый любимый. Дети самостоятельно лепят фигурки, изображают характерные детали (лыжи, клюшка, коньки, санки и т.д.). В конце занятия ребята рассказывают о своих любимых видах спорта в процессе рассматривания лепки.
2. Дети вместе обсуждают, как из отдельных фигурок составить композиции: «Фигурное катание», «Хоккеисты», «Лыжники», «Конькобежцы». В зависимости от содержания композиции они подбирают материал (пластик для передачи бега на коньках; веточки, кусочки ваты, поролон, чтобы изобразить снег, по которому скользят лыжники; устанавливают ворота для хоккеистов). Вылепленные фигурки располагают так, чтобы они были взаимосвязаны друг с другом
Тематическое занятие по сказке «Мороз Иванович» (планируется два занятия)
Программное содержание. Развивать у детей воображение, уметь передавать разными средствами (живописными, пластическими и декоративно-силуэтными) сказочность действия, образ Мороза Ивановича.
Материал. Бумага разного формата для рисования, аппликации, пластилин.
Предварительная работа. Чтение сказки «Морозко». Рассматривание иллюстраций
Методика проведения занятия.
1. Воспитатель вместе с детьми вспоминает основное содержание сказки. Затем педагог предлагает передать в рисунке, лепке и аппликации один из эпизодов сказки, например изобразить дворец Мороза Ивановича (весь изо льда, в холодной гамме). В аппликации дети могут вырезывать из бумаги глыбы льда, из них построить (наклеить) дворец. Или можно нарисовать ковер, который хорошо постелить во дворце Мороза Ивановича. Или вылепить фигурку Рукодельницы (добрая, трудолюбивая) и Ленивицы (бездельница, злая).
2. Воспитатель помогает детям распределить задания, учитывая их возможности, предварительно спрашивает их, чтобы они хотели делать сами. Аппликацию могут выполнить двое детей вместе. По окончании занятия все рассматривают, работы, выбирают самые сказочные ледяные дворцы (из рисунков, аппликации), снежные ковры для Мороза Ивановича и фигурки девочек.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 12 января 2011