Когнитивное развитие дошкольника Рисование. «Радостная осень»
Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, желание передать красоту осенней природы, самостоятельно располагать изображение на листе.
Материал. Иллюстрации (две), бумага альбомного формата (голубая, серая), краски, кисти.
Предварительная работа. Наблюдение природы, сбор листьев. Рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия. Воспитатель перед рисованием показывает детям иллюстрации, в которых художник выразительно передает осенние деревья, листья на земле. Читает стихотворение М. Ивенсен:
Падают, падают листья. Красные, желтые листья
В нашем саду листопад. По ветру вьются, летят.
«Такую осень называют золотой, яркой, радостной»,— говорит педагог и предлагает детям нарисовать яркую осень. Тех, кто еще не овладел приемами рисования, воспитатель просит показать, как держать кисть, как проводить ею. Дети рисуют вначале сухой кистью.
Педагог напоминает, как набирать краску. «Вот лист упал на дорожку, а вот еще, еще, ветерок их подгоняет»,— говорит воспитатель в процессе рисования. Все рисунки размещают на стенде. Это помогает лучше рассмотреть их, сравнить, где листьев много, мало, каким получился лес.
Рисование. «Кто живет в осеннем лесу?»
Программное содержание. Развивать у детей замысел, продолжать содержание предыдущего занятия, дети изображают животных по желанию (ежа, зайчика, мишку).
Материал. Рисунки предыдущего занятия, краски разных цветов, кисти.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, альбомов для раскрашивания.
Методика проведения занятия. Воспитатель раскладывает рисунки прошлого занятия на одном из столов, предлагает детям найти свои работы и дополнить их — нарисовать тех, кто живет в этом лесу. Воспитатель поощряет стремление детей вносить новое содержание. Дети могут вначале закончить изображение кустов, деревьев, затем рисуют ежа с яблоками на иголках, зайку и т. д. В заключение все рассматривают работы.
Лепка. «Собираем урожай»
Программное содержание. Закреплять у детей знание обобщенных понятий «овощи», «фрукты», умение лепить круглые формы.
Материал. Фрукты, овощи (муляжи), глина, дощечки.
Предварительная работа. Рассматривание картинок с изображением овощей, фруктов. Игра в «магазин». Лепка вне занятий.
Методика проведения занятия. Воспитатель спрашивает детей, какие фрукты и овощи собирают осенью, кто помогал собирать урожай на огороде, на даче, в деревне. После этого педагог предлагает вылепить разные овощи (морковь, огурцы) и фрукты (яблоки, апельсины). Дети приступают к работе. Если дети не смогут вспомнить форму яблока, моркови, огурца, Свеклы и т. д., можно показать муляжи.
Аппликация. «Наклеем узор на полоске» (закладка в книгу)
Программное содержание. Воспитывать заботу об окружающих, желание сделать им приятное (украсить узором закладку для книги), развивать чувство цвета.
Материал. Готовые формы, цветные полоски бумаги (5Х 18 см), клей, кисти.
Предварительная работа. Рассматривание узоров. Игры с мозаикой.
Методика проведения занятия. Воспитатель спрашивает детей, любят ли они рассматривать книги. Раскрывает перед ними книгу с яркими рисунками и неожиданно закрывает. «Ой, где же картинки, которые я вам показывала,— говорит педагог. Перелистывает несколько страниц.— Трудно найти картинку. Как вы думаете, что поможет нам в этом? — Показывает 2—3 яркие закладки, вкладывает их в книгу.— Теперь легко найти страницу». Воспитатель предлагает детям тоже сделать закладки, их можно подарить маме, папе, сестре, брату. Из простых готовых форм (геометрических, растительных) дети раскладывают узор, чередуя листья, цветы, круги и т. д. В конце все рассматривают закладки, находят самые красивые.
Декоративное рисование. «Украсим сарафаны матрешкам»
Программное содержание. Развивать у детей чувство цвета, самостоятельно украшать силуэт сарафана, располагать узор по всему силуэту или внизу по краю.
Материал. Выкройки сарафанчиков из цветной бумаги, краски разных цветов, кисти.
Предварительная работа. Рассматривание узоров на одежде, альбомов для раскрашивания.
Методика проведения занятия. Обратить внимание детей на красоту одежды (узоры на платьях у девочек, нарядные сарафаны на матрешках), рассмотреть их. По просьбе воспитателя дети находят в группе предметы, которые украшены узором. После этого они рисуют узоры на сарафанчиках матрешек, рассматривают, какие получились узоры, выбирают те, которые им больше понравились.
Лепка. «Веселые матрешки»
Программное содержание. Развивать у детей замысел, самостоятельно лепить матрешку.
Материал. Сарафанчики, платочки из цветной бумаги, глины, дощечки.
Предварительная работа. Рассматривание сарафанчиков, склеивание их.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям украшенные узором сарафанчики подарить матрешкам, которых надо слепить из глины. Чтобы они были веселыми, можно стекой наметить глаза, рот. Дети лепят и затем надевают матрешкам сарафанчики (находят те, которые сами украшали).
Аппликация. «Домик для собачки»
Программное содержание. Воспитывать у детей заботливое отношение к животным, проявлять интерес к ним; наклеить домик для собачки, уметь разрезать квадрат по диагонали (для крыши), круг по диаметру (для отверстия конуры).
Материал. Бумага в половину альбомного листа, формы разных цветов, цветные карандаши.
Предварительная работа. Рассматривание книжек-игрушек. Игры с игрушками.
Методика проведения занятия. Воспитатель загадывает детям загадку:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака.)
Дети отгадывают. «А как называется дом собаки?» — спрашивает педагог. После ответов детей показывает иллюстрацию. Предлагает сделать домик для собачки: разрезать квадрат по диагонали, получатся две крыши (для двоих детей, сидящих рядом), так же разрезать круг — получатся два полукруга. Дети разрезают и складывают изображение. Могут нарисовать собачку около конуры или выглядывающую из нее. Можно показать, как сделать дверцу и закрывать конуру, чтобы собачке не было холодно. Рассмотреть все работы. Спросить у детей, что делают их собачки (гуляют, кушают, бегают или спят в домике).
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 12 января 2011