Когнитивное развитие дошкольника Специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи проводятся один раз в месяц. Их можно отнести к типу итогово-проверочных, так как детям предлагаются задания и упражнения, позволяющие проконтролировать приобретенные речевые умения.
Кроме того, 1—2 раза в неделю на занятиях по развитию речи проводятся игры и упражнения, направленные на выработку четкого произношения звуков (дикции), речевого дыхания и интонационной выразительности речи. Эти и другие умения легче формируются в процессе «дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих и свистящих (ш — с, ж — з, ч — ц, щ — сь), звонких и глухих (в — ф, з — с, ж — ш, б — п, д—т, г — к), звуков л и р, а также твердых и мягких звуков
(д — дь, л — ль)».
Как и в предыдущих возрастных группах, работа по дифференциации звуков проводится таким образом: вначале педагог упражняет детей в произношении изолированных звуков, затем слов и фраз, содержащих определенный звук или 2 звука, близких по звучанию.
Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка. Однако у некоторых детей имеются такие недостатки, как нечеткое произношение шипящих и сонорных звуков. Именно с этих звуков, объединенных в пары на основе акустического или артикуляционного сходства, целесообразнее начинать работу.
Бывает также, что, правильно произнося изолированный звук, ребенок неточно выговаривает его в словах. Поэтому необходимо упражнять детей в отчетливом произнесении звуков в любой позиции (в начале, середине, конце слова); обращать внимание на то, как они произносят многосложные слова со стечением нескольких согласных.
Известно, что произнесение слов и фраз шепотом требует более четкой артикуляции звуков. Эти задания непременно следует включать в занятия по воспитанию звуковой культуры речи. Целесообразно использовать «шепотную речь» при заучивании наизусть, когда дети читают стихотворение вместе с воспитателем. Этот прием способствует и лучшему запоминанию текста и отработке правильного произношения всех звуков.
Четкое, правильное произношение звуков обеспечивается хорошо развитым речевым слухом. На данном возрастном этапе особое внимание следует уделять совершенствованию его важнейшего компонента — фонематического слуха, т. е. способности отличать один звук от другого. Некоторые из специальных упражнений уже проводились с детьми в средней группе, например на определение звука, который чаще других слышится в словах рифмовки; на называние слов со звуком ж (ч, р, л) (с опорой на картинки, игрушки); на припоминание слов со звуком з (с, ц, в, ф и др.).
В старшей группе к вышеперечисленным упражнениям прибавляются следующие:
- Воспитатель, заслонив губы листом бумаги, вперемежку называет 2 сходных по звучанию звука (например, з и ж), а дети дают ответ действием, характеризующим образ, с которым связан звук: ж — движение кистями обеих рук («летит жучок»), з — отмахивающее движение кистью руки («отпугивание комара»), ш — зигзагообразное движение кистью руки от себя («ползет змея»), с — движение, имитирующее умывание, и т.д. Вначале воспитатель работает со всей группой, затем, поддерживая интерес и внимание детей к выполнению повторяющегося задания, слегка видоизменяет его. Теперь уже упражнение выполняют одни девочки, а мальчики наблюдают и анализируют результаты; далее дети меняются ролями и т. д. Воспитатель берет на заметку тех, кто допускает ошибки, старается выявить характер затруднений (ребенок не дифференцирует звуки; смотрит на товарищей и подражает им; не успевает работать в заданном темпе и т.д.). На последующих занятиях педагог помогает воспитанникам преодолеть эти трудности.
- Воспитатель произносит 9—11 слов, содержащих сходные звуки, например ж — з, а дети, как и в первом задании, дают ответ действием. При этом педагог использует не только существительные, но и глаголы, прилагательные, наречия (журавль — зонт — озеро — жмурится — зеленый — желтый — завтра — издалека — жилет— жужжит и др.).
- Педагог предлагает вниманию детей рифмовку. Читает ее 2-3 раза целиком или нужный для работы отрывок. Затем про-сит детей назвать слова, содержащие определенный звук. Приведем пример.Воспитатель читает детям чешскую народную песенку: 4. Педагог предлагает детям вспомнить и назвать разные слова, содержащие определенный звук. Поощряет попытки припомнить названия действий (глаголы), качеств (прилагательные), отношений (наречия).
- Чтобы детям было интереснее выполнять задание, можно предложить им называть слова по очереди. «Мое слово — важный,— говорит воспитатель,— а твое слово, Алеша?» Мальчик, называя слово, обращается к следующему ребенку: «Мое слово — вожак, а твое слово, Лена?» И т. д. Со временем задание усложняется: дети придумывают слова, в которых заданный звук находится в определенной позиции: в начале (рак — рябит — рыжий и т.д.), в середине (обратно — наверху — зверек и т. д.).
- Дидактическая игра «Цепочка слов». На мольберт выставляют 5—6 картинок, подобранных так, чтобы название следующего предмета начиналось со звука, которым заканчивается предыдущее слово. Начиная игру, педагог переносит на фланеле-граф одну из картинок, называет изображение и предлагает ребенку присоединить к картинке другую, искомую: автобус — санки — игла — апельсин — наперсток — ключ — черепаха. В игре необходимо соблюдать 2 правила: надо добавлять картинки по мере убывания, поддерживая их постоянное количество — 4—5; если ребенок ошибся, следует вернуть картинку на мольберт и предложить ему сесть на место, а через 2—3 хода вызвать еще раз.
- Упражнение детей в подборе близких по звучанию слов (рифмующихся) {птичка — синичка — невеличка и др.). В процессе игры можно провести соревнование «Кто больше назовет слов?».
***
Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось,
Ни крупинки не осталось!
Затем дважды повторяет 4 последние строки и просит назвать слова со звуком ж. Наблюдения показали, что детям легче выполнить задание, если педагог использует «опорные» предметы («Я поставила на стол три пирамидки. Значит, вам надо «отыскать» в песенке три слова со звуком ж»). По мере называния слов, он убирает пирамидки.
Потом воспитатель предлагает детям второе стихотворение, содержащее слова с парным звуком — з. И так же выставляет нужное число опорных предметов.
В конце года воспитатель включает в занятие стихи, содержащие слова с обоими дифференцируемыми звуками. И предлагает набор из опорных предметов двух видов, например пирамидок и елочек (по количеству слов с тем и другим звуком).
***
Еж сидит с иглой под дубом:
«Подожди,
Пройдут дожди,
За пушистой белой шубой
Через месяц приходи».
В целях формирования слухового внимания желательны упражнения типа «Кто услышал больше?». (Воспитатель за ширмой играет на различных музыкальных инструментах, стучит молоточком, шуршит бумагой и т.д., а дети определяют звуки.)
На занятиях по развитию речи отрабатывают также речевое дыхание. При произнесении длинных фраз дети нередко нарушают плавность речи, добирая воздух, заканчивая предложение на выдохе. Поэтому следует предлагать им негромко, протяжно, на выдохе и как можно длительнее произносить звуки и , у, звукоподражание ау, слово эхо. Целесообразно использовать прием соревнования: между девочками и мальчиками; между детьми, сидящими в разных рядах, и т. п.
Совершенствованию речевого дыхания способствует произнесение скороговорок. Их учат с детьми заблаговременно, чтобы на занятии дошкольники могли соревноваться в быстром и отчетливом чтении. Но прежде воспитатель напоминает текст, после чего дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе.
Дети с ослабленным вдохом и выдохом нуждаются в индивидуальных занятиях с педагогом. Им особенно полезно дуть на вертушки, «двигать» парусники в тазике с водой, перемещать (сильно подув) карандаш по гладкой поверхности стола, пускать мыльные пузыри.
Читайте также:
Просмотрено: 288 раз 12 ноября 2010