Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей посред-ством упражнений на различение звуков з — ж изолированных и в словах, придумывание слов с заданным звуком, определение позиции звука в слове.
Ход занятия
Воспитатель говорит, что сейчас он будет называть то звук ж, то з, а дети должны выполнять соответствующие движения: на звук ж — слегка подвигать кистями рук вверх-вниз — летит жук, на звук з — легонько прихлопнуть ладонями — поймали комара.
По окончании упражнения педагог произносит слова, содержащие эти же звуки: зонт, желтый, зеленый, заливает, дождь и т. д. Задание, аналогичное описанному выше, выполняет сначала вся группа, затем только девочки (мальчики следят за правильностью их действий) и, наконец, мальчики.
Далее воспитатель проводит игру «Который ряд победит?». Дети (по очереди) называют сначала слова со звуком ж, затем — со звуком з. За каждый правильный ответ дается фишка. В конце игры воспитатель подсчитывает количество фишек и объявляет победителей.
Педагог 2—3 раза читает детям русскую народную песенку:
Тара-тара-тара-ра! Из колхозного двора Выезжают трактора. Будем землю пахать, Будем хлеб засевать.
Достает 4 пирамидки и предлагает назвать слова из песенки со звуком з. За каждое слово дети получают по пирамидке.
Воспитатель помещает на фланелеграф уже знакомую детям решетку из трех квадратиков и 2 ярких кружка.
Говорит слово земля. Вызывает к столу ребенка, просит повторить это слово и показать позицию звука з. Ребенок помещает один из кружков в квадрат решетки. Объясняет свои действия. Если задание выполнено правильно, воспитатель награждает его фишкой. Следующий ребенок определяет, где находится звук з в слове колхозный. Далее детям предлагают слова жук и жужжит (на звук ж).
Педагог знакомит воспитанников с новой считалкой:
Это жбан, А вот кувшин Выходи Пока Один.
(Из украинской народной поэзии)
Дети заучивают ее.
Воспитатель говорит, что сейчас дети будут играть в новую игру — «Цепочка слов»1. Ставит на мольберт (доску) 5—6 картинок, поодаль — еще одну. Предлагает назвать изображенные предметы.
— Вы видите, что отдельно от других стоит картинка, на которой нарисован жук,— показывает воспитатель.— Какой звук слышится в конце этого слова? Да, звук к. Надо придвинуть (перенести) к картинке с жуком картинку, название которой начинается на к.
Ребенок, выйдя к доске, находит нужную картинку (кот) и помещает ее рядом с первой: жук… кот. Следующие участники игры продолжают цепочку: жук… кот… тигр… рак… и т.д. По ходу игры педагог пополняет запас картинок, поддерживая постоянное число — 5—6.
Читайте также:
Просмотрено: 177 раз 26 ноября 2010